Фокусники
из Минтруда
Число зарегистрированных в центрах занятости россиян постепенно снижается. С начала осени на работу приняли почти на 600 тыс. больше россиян, чем уволили, заявил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков. Однако можно ли верить таким выкладкам, если пандемия вновь набирает обороты, а экономика продолжает буксовать? В этих условиях сложившееся на рынке труда удручающее положение власти пытаются «улучшить» с помощью откровенных манипуляций.
ЧИСЛЕННОСТЬ «зарегистрированных в центрах занятости постепенно снижается. Сегодня это уже 3 млн 584 тыс. человек. По сравнению с пиковым периодом численность зарегистрированных в центрах занятости безработных граждан сократилась более чем на 100 тыс. человек», – сказал Антон Котяков на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
Подвох в том, что за основу выкладок берется число людей, состоящих на учете на бирже труда, численность которых с осени «неожиданно» стала снижаться. Попробуем разобраться: почему это произошло и действительно ли это можно считать признаком того, что все больше людей находят работу, в чем нас пытаются убедить чиновники?
Как известно, до недавнего времени минимальный размер пособия по безработице составлял 1,5 тыс. рублей. В конце мая было принято решение о его увеличении сроком на три месяца (начиная с мая) до 4,5 тыс. С 1 сентября было решено отменить выплату повышенных пособий безработным, введенных ранее в связи с экономическим кризисом из-за пандемии коронавируса. Таким образом, «минималка» сейчас снова составляет нищенские 1500 рублей ежемесячно.
Кроме того, отменяются и доплаты в размере 3 тыс. рублей к пособиям на несовершеннолетних детей. Вдобавок, правительство прекращает выплачивать фиксированные пособия тем, кто лишился работы в период пандемии. Неудивительно, что с прекращением надбавок люди стали сниматься с учета в поисках работы, поскольку на 1500 рублей не прожить. Но далеко не факт, что они ее нашли.
Зато скрытая безработица лишь продолжила расти. При этом, вопреки бодрым рапортам Минтруда, в период с апреля по октябрь только в Московской области уровень безработицы вырос в шесть раз. Об этом недавно сообщила министр социального развития региона Ирина Фаевская.
МОЖНО ли при этом сказать, что безработица действительно снижается? Кроме того, власти предпочитают игнорировать скрытую безработицу, которая не отражается в официальных отчетах, но оттого никуда не делась.
«Давайте оставим в стороне «победные реляции» соответствующих ведомств. Действительно, из-за временного повышения пособия по безработице многие россияне, «хронически» не имеющие постоянного заработка, предпочли зарегистрироваться в федеральных службах занятости и получить вполне приличную компенсацию. Понятно, что этот «праздник жизни» не мог быть бесконечным – как только программа стимулирования доходов безработных начала подходить к концу (а она на время прекращалась), все те, кто так или иначе зарабатывал себе на жизнь самостоятельно (а речь именно о них), тут же возобновили свою деятельность, неучтенную в фискальных органах. А как еще? У нас сейчас порядка 12,7% экономики (по самым скромным подсчетам – это данные Росстата, которые, скорее всего, не отражают реальную динамику) находится в теневой области. Ну дали «конфетку» на некоторое время. Потом ее отменили. Кто из «мелких частников» пойдет на риск потери заработка ради неких дополнительных выплат? Власти обещают, что сегменту потребления будет оказана дополнительная поддержка. Удивляться таким обещаниям не стоит. Именно сегмент потребительских услуг пострадал от коронавируса сильнее остальных. Хотелось бы верить, что в этот раз, с учетом накопленного опыта, ошибок сделано не будет. В противном случае нас ждет череда банкротств малых и средних предприятий, составляющих основу любой современной экономики, что чревато взрывным ростом безработицы и рекордным падением доходов отечественных домохозяйств», – сказал «Правде» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
«Нужно смотреть правде в глаза: число официально зарегистрированных безработных никогда не соответствовало реальному показателю неработающего экономически активного населения. А отчеты о том, что численность безработных сокращается, говорят о двух моментах. Первый: нужно сделать красивую статистику, дабы показать, что экономика в стране постепенно выправляется. Второй: после того как вставший на учет отказывается от нескольких «фантастических» предложений, его с этого учета снимают, а вместе с этим человек лишается и пособия по безработице. Реальность такова, что в городах-миллионниках число неработающих жителей никак не меньше 10%. Кто-то существует как рантье, кто-то крутится неофициально, кто-то банально живет за счет других людей, и речь здесь не о декрете. Помимо этого, нужно помнить: огромное число безработных просто не регистрируются на бирже труда, заведомо полагая, что это не даст абсолютно ничего, и в большинстве случаев оказываются правы. Проще потратить время и, возможно, небольшую сумму на составление хорошего резюме и ждать откликов потенциальных работодателей на сайтах рекрутинга или найти временную подработку, которой в пандемию стало даже больше, чем раньше. Когда пособия были размером с МРОТ или с прожиточный минимум, регистрация еще имела хоть какой-то смысл. Сейчас же, после окончания срока действия дополнительных пособий, в этом нет абсолютно никакой необходимости», – поделился своим мнением с «Правдой» Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями.
О СНИЖЕНИИ безработицы говорить пока рано. «Даже если она сейчас снижается, это еще не устойчивый тренд. Он может быстро измениться. Предпосылки для этого есть. Например, из-за ввода новых ограничительных мер. Да, президент уверил, что не будет жестких ограничений, но, с другой стороны, непонятно, как будет развиваться ситуация с COVID-19. Она может резко ухудшиться. Впереди еще возможна волна банкротств мелких и средних предприятий, которые накопили долги в надежде на быстрое восстановление спроса, но так его и не дождались. Реальные масштабы безработицы оценить достаточно сложно, потому что действительно вставать на биржу труда из-за 1500 рублей будет не каждый, а только совсем отчаявшийся. Пособие в 1500 рублей считать достойным никак нельзя. Это запредельно низкая помощь, которая не покрывает даже 15% официального прожиточного минимума. Если рассуждать логично, то пособие по безработице должно быть хотя бы на уровне федерального прожиточного минимума – во втором квартале 2020 года для трудоспособного населения он составлял 12 392 рубля», – отметил в беседе с «Правдой» Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum.
Михаил ЕВСТИГНЕЕВ.
«Правда», №106.