Либералы до сих пор доказывают, что советская экономика была неэффективной, так как при планировании любого объекта закладывался якобы излишний запас прочности. Все делалось с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств. Сегодня – иное. На любой проект тратится минимально возможный объем средств. Лозунг сегодняшнего дня – экономия на всем (кроме, конечно, роскошной жизни «хозяев» этой самой жизни).
Причем такой подход одинаково исповедуют и бизнес, и государство – чиновники молятся на понятие «эффективность». Но как только наступают те самые форс-мажорные обстоятельства, все начинает сыпаться. Запаса прочности нет.
Только два примера.
О дефиците лекарств для лечения коронавируса не написал только ленивый. Однако даже поступление в омские аптеки нужного количества медикаментов не дает возможности продавать столько, сколько нужно людям.
«Препараты есть, но проблему дефицита это никак не решает – продавать нельзя, пока мы не получим соответствующего разрешения. Система работает так: мы сканируем товар, отправляем данные и ждем получения ответной квитанции. Только после этого можно его продавать. Но с получением ответных квитанций возникла проблема. Кто-то их ждет с прошлой недели, кто-то сутки, кому-то они приходят через полчаса – логики никакой нет. Товар заказываем каждый день, оперативно отправляем данные в систему маркировки и потом часами или днями ждем квитанции. Маленькие по размеру аптеки уже под потолок завалены коробками, но с этим ничего нельзя сделать», – цитируют журналисты омских СМИ объяснения руководителей частных аптек.
В чем причина? А в том, что та самая «система» – программа обмена данными между аптеками и государственной организацией, занимающейся маркировкой лекарств, оказалась не рассчитанной на большую нагрузку. Видимо, при ее создании чиновники «сэкономили».
Еще пример, тоже связанный с медициной. Сейчас уже более или менее сформировался «протокол» действий в отношении пациентов с подозрением на COVID19. Ключевым в нем является обследование на КТ, за счет чего врачи получают данные о степени поражения легких пациентов. Но оказалось, что люди весом более 120 кг просто не помещаются в КТ-аппараты. Наверняка в мире существует оборудование с большим «рабочим» объемом. Однако они, по всей вероятности, дороже. Поэтому в Омске все – и коммерческие клиники, и государственные больницы – закупали самые маленькие и дешевые.
Причем избыточный вес и весьма распространенный у очень полных людей диабет 2 типа – это как раз «зона риска» для коронавируса. То есть человек болен, у него явные симптомы пневмонии, низкое содержание кислорода в крови, но пройти обследование по утвержденному протоколу и получить лечение не может. И врачи не знают, что в данном случае делать, чтобы не нарушить свои инструкции.
Кто виноват? Тот, кто закупал диагностическую аппаратуру и сэкономил деньги.
И вот эта «экономия на спичках» сегодня буквально в любой сфере. Во сколько жизней обойдется «зависание» системы маркировки лекарств и задержки при назначении лечения полным омичам? Никто на этот вопрос не ответит.
Но то, что «экономия на спичках», которая является неотъемлемой частью «эффективной экономики», убивает, уже ясно.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.