Как и Павка Корчагин, многие комсомольцы вначале двадцатых кинулись неистово постигать знания. С 1920 года комсомольские комитеты уже совместно с Минпросом стали массово организовывать образованных людей в бригады, коллективы, «двойки» и «тройки» учителей, направляемых в сельскую местность для организации на местах классов, школ и налаживания в них обучения подрастающего поколения. Для рабочей молодежи в городах комсомол стал зачинателем открытия школ ФЗУ, которые решали по сути двойную задачу: и повышали подросткам уровень общего образования, и давали им производственную квалификацию.
По призыву партии и правительства комсомольские комитеты стали активно вовлекать молодых людей вначале на борьбу с разрухой, а потом и в выполнение грандиозных планов по подъему новых невиданных раньше в экономике отраслей. Наиболее самоотверженных, трудолюбивых юношей и девушек направляли комитеты комсомола на возведение гигантов индустрии: Сталинградского тракторного и Магнитогорского металлургических заводов, Днепрогэса и Беломоро-Балтийского канала, городов Комсомольска-на-Амуре и Новокузнецка, выполнять планы ГОЭЛРО и коллективизации сельского хозяйства. Комсорги на местах всё делали, чтобы молодежь активно влилась в наиболее популярные и эффективные движения: стахановское, создание комсомольско-молодежных бригад, смен, цехов, участие в освоении Крайнего Севера и Дальнего Востока, новых видов спорта (стрелкового, лыжного, парашютного, конного) и т.п.
Полную версию статьи Вячеслава Бовкуна читайте в свежем номере «Советской России» и по ссылке http://www.sovross.ru/articles/2043/50109