КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

12 апреля – День космонавтики

10.04 12:42

12 апреля 1961 года состоялось эпохальное событие для всего человечества – первый полет человека в космос. Наш Омск имеет прямое отношение к легендарной советской истории освоения космического пространства.

Вспомним легендарные имена

12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Пуском руководили Сергей Королев, Анатолий Кириллов, Леонид Воскресенский.

Пилотом стал гражданин СССР летчик Юрий Гагарин. 108 минут в космосе! Впервые. Человечество вступило в новую эру.

За годы, прошедшие со дня первого полета Юрия Гагарина, в космосе побывали около 500 человек более чем из 40 стран мира. 6 августа 1961 г. стартовал космический корабль «Восток-2» с космонавтом Германом Титовым. Его полет продолжался уже более суток.

Следующий шаг – создание в 1964 г. многоместного корабля «Восход», а 18 марта 1965 г. стартовал «Восход-2», в конструкции которого были сделаны доработки, и космонавт Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос, где находился 12 минут.

В январе 1969 г. во время полета кораблей «Союз-4» и «Союз-5» была впервые создана экспериментальная орбитальная станция, ставшая важным шагом к появлению долговременных космических экспедиций. Программа полета включала автоматическое сближение двух кораблей, ручное причаливание и стыковку, выход в космос и переход космонавтов Алексея Елисеева и Евгения Хрунова в «Союз-4» с последующим спуском в этом корабле.

19 апреля 1971 г. выведена на околоземную орбиту первая многоцелевая станция «Салют». 23 апреля 1971 г. к «Салюту» направлен космический корабль «Союз-10» с экипажем. В 1975 г. совместный экспериментальный полет кораблей «Союз» и «Аполлон» положил начало развитию международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

10 апреля 1980 г. состоялось событие, имеющее в развитии космонавтики особое значение – стыковка космического корабля «Союз-35» с орбитальной станцией «Салют-6», к которой был до этого пристыкован корабль «Прогресс-8». Станция имела два стыковочных узла для отработки технологии формирования на орбите многофункционального орбитального комплекса, спасательных операций и будущего монтажа межпланетных кораблей на орбите Земли, с последующим выходом на высокие и межпланетные орбиты. Это было самое длинное в истории космонавтики путешествие: на платформе «Салюта-6» специалисты пробыли более 180 суток. За этот период им удалось разгрузить несколько грузовых кораблей «Прогресс», встретить четыре экспедиции, в которых были представители Кубы, Венгрии, Вьетнама. За время нахождения на орбитальной станции было проведено множество научных экспериментов по изучению ресурсов Земли. Результатом этой работы стали тысячи снимков океана и суши, спектрограммы атмосферы и поверхности нашей планеты, многочисленные исследования новых материалов, пополнение знаний в области геологии, метеорологии, астрофизики и других наук. А Валерий Рюмин при этом установил рекорд суммарной продолжительности пребывания в космосе – 361 суток 21 часа 34 мин.

В феврале 1986 г. на орбиту вывели базовый блок орбитального комплекса «Мир» («Салют-8»). Здесь отработали технологию медико-биологического обеспечения длительных полетов человека в космосе. Абсолютные мировые рекорды продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета установили: Владимир Титов и Муса Манаров – 366 суток, Валерий Поляков – 438 суток.

Увы, отечественная программа претерпела позже тяжелые времена , и станция «Мир» была сведена с орбиты и затоплена в Тихом океане 23 марта 2001 года.

Но в ноябре 1998 г. запуском модуля функционально грузового блока «Заря», созданного в ГКНПЦ имени М.В Хруничева, началось создание на околоземной орбите Международной космической станции (МКС). А дальше – уже история российской космонавтики в ХХI веке.

Впрочем, рекорды в космосе не ставят ради рекордов. Самоотверженные первопроходцы – герои, профессионалы высочайшего уровня – отрабатывали и готовили технические и организационные предложения для будущих систем жизнеобеспечения в космических кораблях, скафандрах, стыковочных узлах, метеоритной защите, теплозащите, энергетики, связи и многое другое, что и позволило улучшить многие параметры космических кораблей следующих поколений.

Ракеты из Омска

Рассказывает Вячеслав Иванович Котельников, внешний руководитель ОНТЦ «Бета», ПО «Полет», Лучший изобретатель ракетно-космической отрасли (удостоверение №22):

– Пока Попов и Рюмин управляли станцией «Салют-6», в СССР были запущены в космос несколько пилотируемых «Союзов» и больше десяти космических кораблей серий «Космос», «Радуга», «Природа», «Молния», «Метеор», «Экран» и другие. При этом значительная часть этих кораблей изготавливалась на омском ПО «Полет» (филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»). Причем значительная часть этих кораблей была запущена самой надежной ракетой в мире, типа «Космос-3М», которая также изготавливалась в Омске. Кроме того, наше производственное объединение изготавливало еще около 1200 заказов, оборонного и гражданского назначения, включая космические аппараты для полета на Луну, Марс, Венеру и для изучения дальнего космоса.

Поэтому в середине 1980-х годов именно «Полет» был выбран правительством СССР головным предприятием по освоению и выпуску самых мощных в мире ракетных двигателей РД-170 и РД-171 и базовых компонентов программы «Энергия» – «Буран». Успешному выполнению сложных задач предшествовала славная история предприятия, основной кадровый костяк которого начал формироваться еще в годы Великой Отечественной войны, когда он носил «номерное» название – «Завод №166».

Какие здесь были директора! Настоящие капитаны прославленного коллектива, который мог все. Например, генеральный директор Сергей Степанович Бовкун. При какой-либо проблеме в размещении заказа любой сложности, когда в правительстве еще не знали, кому это можно поручить, Сергей Степанович всегда вставал на коллегии в Министерстве общего машиностроения и заявлял: «Производственное объединение «Полет» сделает этот заказ в срок, а качество гарантирую». Он лично знал каждого – от рабочего до главных специалистов, знал, кто и как выполнит этот заказ. И каждый член коллектива знал, что директор на него надеется, и чувствовал свою ответственность за это доверие. Так мы работали много лет, и гордились, что по праву занимаем не последнее место в космической отрасли.

К сожалению, в 2015–2016 годах в «Роскосмос» пришли ниоткуда «оптимизаторы» Комаров, Калиновский, а на ПО «Полет» был назначен такой же, видевший ракеты только в детских книжках «оптимизатор» Остроушенко с командой своих, которые «освоили» на «Полете» около 14 млрд рублей налогоплательщиков, ликвидировали кадровый костяк (золотой фонд) прославленного предприятия и теперь где-то «косят другие поляны». (От ред. – В апреле 2017 г. суд на полгода дисквалифицировал гендиректора ПО «Полет» Михаила Остроушенко из-за срыва сроков госконтрактов на строительство ракеты-носителя «Ангара». В конце июня того же года сняли с руководства ГКНПЦ имени Хруничева Андрея Калиновского. В ноябре 2018 г. стало известно, что финансовая дыра в Центре имени Хруничева оценивается в 111 миллиардов рублей. После Остроушенко пост генерального в ПО «Полет» занял Сергей Головинский, но и он в апреле

2018 г. бесследно покинул Омск. Но это уже другая история, время расставит все по своим местам. Ныне ПО «Полет» возглавляет Виктор Михайлович Шулико, а ГКНПЦ имени М.В. Хруничева – Алексей Григорьевич Варочко. Сейчас коллектив завода связывает свои надежды с производством «Ангары». Оптимизм – осторожный.)

В преддверии юбилейной даты технического и человеческого подвига экипажа корабля «Союз-35» (на снимке) и станции «Салют-6» и Дня космонавтики поздравляю всех читателей газеты «Красный Путь» и желаю оптимистичного настроения и верных настроек только на победу, а всем своим коллегам, товарищам по профессии, нашим космонавтам – чудесных идей и постоянного покорения все новых и новых просторов таинственного космоса.

 

Татьяна ЖУРАВОК.