Почему в России так всегда — чем категоричнее делаются заявления, тем меньше в них верят
28 сентября на страницах «Свободной Прессы» экономист Владислав Жуковский рассказал о том, что в коридорах власти, в кабинетах «единороссов» ходят устойчивые разговоры о новой пенсионной реформе и очередном повышении пенсионного возраста еще на три года — до 68 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. «Видимо, потому, что последнее пятилетнее повышение обошлось без перекрытия федеральных трасс, решили повышать и дальше», — подчеркнул он.
Кремль отреагировал на это заявление достаточно оперативно, и уже с утра 30 сентября все информагентства страны распространили ответное заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. «Нет у нас нет такой темы на повестке дня, такие вопросы не обсуждаются. Все остальные вопросы к авторам этих заявлений», — прокомментировал чиновник слова экономиста.
С одной стороны, хорошо, что публикации нашего издания, посвященные пенсионной реформе, в народе прослывшей «людоедской» или «грабительской», приковывают к себе интерес первых лиц государства.
С другой — непонятно, почему только сейчас пресс-служба президента отреагировала на них, да еще таким категорическим образом?
«Может быть, потому, что в Кремле действительно не обсуждают очередное повышение пенсионного возраста», — могут ответить на это ура-патриоты. Так, собственно, Владислав Жуковский говорил о «коридорах власти» и «коридорах «единороссов», а таковые, как известно, наличествуют не только в Белом доме или в Кремле, но и по другим адресам.
А, может быть, потому, что обсуждать-то на повестке дня уже нечего, все уже давно решено?
Не просто же так на тему неизбежности очередного повышения пенсионного возраста на страницах «СП» высказывались, помимо Жуковского, и другие эксперты.
В частности, экс-президент национальной лиги управляющих, эксперт по работе с негосударственными пенсионными фондами (НПФ) Дмитрий Александров предположил, что серьезные «перетряски» правил пенсионной игры с государством не просто возможны, а однозначно будут проведены. Причем «дорожная карта» для этого, по его мнению, была составлена уже давно, просто по политическим соображениям была временно свернута.
— Нынешний возрастной порог выхода на пенсию, — подчеркнул он, — это далеко не предел. Я не сомневаюсь, что его однозначно повысят еще. Мы, например, любим ссылаться на передовой мировой опыт. А в той же Англии, на минуточку, на пенсию выходят в 70 лет. И тоже подумывают о поднятии планки. А теперь вспомните, какие цифры по новому возрасту выхода на пенсию заявлялись изначально? Более поздний выход на пенсию для женщин, практически наравне с мужчинами, предлагался не просто так. Ведь женщины — основная «проблема» пенсионной системы. Они выходят на пенсию раньше, а продолжительность жизни у них дольше, чем у мужчин. Так что году в 2025, не раньше, но этот вопрос будет поднят.
Завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин также говорил о том, что правительство, по сути, разрабатывает новую фазу пенсионного геноцида:
— Высшая школа экономики, которая тесно связана с экономическим блоком кабмина, действительно разрабатывает второй этап пенсионной реформы. И этот этап, по моим сведениям, действительно предусматривает повышение пенсионного возраста.
Сделать это, по мнению эксперта, планируется еще раз в 2024 году, когда Владимир Путин покинет пост президента. Правда, только для женщин, но разве от этого легче?
Наконец, существует еще доклад Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…», представленный на Апрельской конференции в Высшей школе экономики, о котором также упоминала «Свободная Пресса». Из него следует, что с течением времени отставание уровня пенсий от уровня зарплат будет нарастать и вести к падению качества жизни пенсионеров. В результате после 2028 года властям придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста.
И тут, пожалуй, никакой конспирологией не пахнет, ведь не просто же так глава Минтруда РФ Максим Топилин на встрече министров труда стран G20 в японском городе Мацуяма заявил, что за последние 5 лет в России доля лиц старше трудоспособного возраста в численности занятых увеличилась с 8,5% до 9,6%. В итоге более 95% экономически активного населения страны работают. Он также добавил, что в РФ введены специальные меры по недопущению дискриминации на рынке труда пожилых людей.
Не иначе как чиновники действительно начинают готовить общественное мнение к еще одному повышению пенсионного возраста. Вспомните, что именно с бодрых рапортов о демографическом рывке России начиналась «артподготовка» нынешней пенсионной реформы, в ходе которой пенсионный возраст подняли сразу на пять лет. А теперь Максим Топилин пытается представить дело так, будто пожилые в России преисполнены энергии и сил (в ходе своего выступления он особо подчеркивал, что за последние 15 лет средняя продолжительность жизни россиян увеличилась на 8 лет, в том числе мужчин — аж на 9,2 года), так и рвутся на работу. К 2030 году, по мнению главы Минтруда, средняя продолжительность жизни достигнет 80 лет (против 73-х сейчас).
Член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета, депутат Госдумы Валерий Рашкин также уверен, что второй этап пенсионной реформы не за горами.
«Именно эту задачу, я считаю, будет настойчиво решать наше правительство. Возможно, не в 2019—2020 годах, а позже, однако „артподготовка“ общественного мнения уже запущена: я это вижу и чувствую. А главное, я вижу, как ПФР начинает настойчиво заявлять, что у фонда нет денег на финансирование текущих пенсий. И это несмотря на то, что чиновники клялись, что в результате реформы пенсии будет расти, и их размер будет составлять половину от средней зарплаты по региону», — заявил он «СП».
Все это не может не наталкивать на мысль, что пенсионная реформа повторится, а пенсионный возраст все же в очередной раз поднимут. Вопрос только в том, на сколько именно — на три года, на четыре, на пять? А заявления о том, что ничего такого антинародного в коридорах власти не рассматривается и не предвидится — увы, свойственны российской правящей верхушке.
Начало этой «традиции» положил первый президент России Борис Ельцин, обещавший в самом конце 1991 года «лечь поперек рельсов», если инициированные им либеральные экономические реформы приведут к повышению цен более чем в 3−4 раза. В итоге уже 2 января 1992 года цены на большинство товаров выросли в 26 раз, а реальные доходы населения упали до 44% от уровня минувшего года.
Следующий президент России ее продолжил, заявив в 2005 году что он против пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста, и пока он президент такого решения принято не будет. Тем не менее в 2018 году «людоедская» пенсионная реформа все-таки была проведена.
Вот и сейчас в своем комментарии Дмитрий Песков акцентирует внимание на том, что никакого нового повышения пенсионного возраста на повестке дня в Кремле нет СЕЙЧАС. Но что мешает ему появиться в ближайшем будущем, коль скоро «пенсионная реформа 1.0» своей цели, по мнению даже правительственных экспертов, не достигла? Скажем, после 2024 года, по завершении операции «Преемник»?
Не секрет, что сейчас рейтинг президента на волне «людоедской» пенсионной реформы скатился до рекордно низких показателей, так что признаваться сейчас в том, что проекты нового повышения пенсионного возраста существуют в природе, сродни политическому самоубийству, ведь тогда обеспечить передачу власти намеченным людям для сохранения стабильности существования элиты будет весьма проблематично.
— Вот о чем и разговор, — обратил внимание общественный деятель, политик, член КПРФ Вячеслав Тетёкин. — Власть еще не оправилась от последствий нынешней пенсионной реформы. Её политические последствия оказались для нее сокрушительными, никто не ожидал такого сокрушительного падения рейтинга главы государства. И, что самое главное, он продолжает катиться вниз. То есть это вот тот самый камушек, который провоцирует социальный камнепад.
Они рассчитывали на то, что пенсионная реформа, будучи одним из мероприятий в череде драконовских антинародных мер, будет проглочена. Но поскольку эта тема затрагивает большинство населения, они просчитались в своих оценках. Поэтому сейчас власть, как черт от ладана, шарахается от любой идеи повышения пенсионного возраста. Хотя заверения правительственных чиновников ничего не стоят.
«СП»: — Почему?
— Потому что в недрах Минфина и других экономических ведомств сидят псевдонаучно-исследовательские подразделения, которые изучают способы поглубже залезть в карман населения. И если для чиновников высшего эшелона последствия пенсионной реформы оказались сокрушительными, то они-то, которые все это и разработали, как раз ничем за эту идею не поплатились. Они считают, что под зонтиком сохраняющейся популярности Владимира Путина можно продолжать творить бесчинства. Так что тут можно ожидать чего угодно. А уж то, что придумают еще какой-нибудь способ залезть в карман обывателя, это совершенно точно.
И в этих словах эксперта есть определенный смысл, поскольку еще в июне нынешнего года доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский говорил: «Сегодня за две трети будущих пенсионеров их работодатели платят страховых взносов менее 5 тысяч рублей в месяц. Это при том, что средняя пенсия по стране составляет порядка 14 тысяч. Так происходит потому, что существующая ставка пенсионного взноса не дает необходимых средств для бездефицитного существования ПФР. То есть ставку нужно поднимать. И я уверен, мы к этому придем. Но сейчас — не время, властям не нужно сейчас баламутить народ».
Ну и чем в итоге, скажите на милость, является вопрос о поднятии ставки пенсионных взносов, как не поводом в ближайшем будущем поглубже залезть в карман беднеющего населения? А там, глядишь, и до поднятия вопроса об очередной пенсионной реформе с новым повышением возраста выхода на заслуженный отдых рукой подать.
«Свободная пресса»