КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Остановка «Судоремонтный завод»

сд

В феврале 1920 года в Омске, на месте старых кустарных мастерских Министерства путей сообщения начал строиться будущий судоремонтно-судостроительный завод.

За девять десятилетий Омский ССРЗ прошел большой путь становления и развития. У завода на Иртыше богатая на события история. За 90 лет он пережил революцию, национализацию, гражданскую войну. После Великой Отечественной войны началась реконструкция производственных мощностей, на смену паровому флоту пришел дизельный.

В 60е – 70е годы флот Иртышского пароходства внес огромный вклад в создание Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, в строительство городов и портов на Средней Оби, на Севере Обь-Иртышского бассейна. Труженики Омского судоремонтно-судостроительного завода на всех этапах развития Иртышского пароходства занимали ведущие позиции как среди речников бассейна, так и в целом по отрасли. И биография завода складывалась удачно. В 1936 году судоремонтные мастерские были переименованы в Омский судоремонтный завод. Наряду с ремонтом флота, начало развиваться судостроение. И, конечно, в памяти заводчан остались сороковые военные годы. Завод наряду с мирной продукцией в сжатые сроки перешел на выпуск огнеметов, авиабомб, строительство бронекатеров. Работали без выходных, сутками, нередко ночевали в цехах. В цехах завода трудились фронтовые бригады. С войны не вернулись более 150 заводчан-токарей, слесарей, капитанов, механиков.

На 60-е – 80-е годы приходится пик расцвета завода. В эти годы он стал судоремонтно-судостроительным предприятием (с 1973 года), орденоносным (в 1966 году, орден «Знак Почета»). В октябре 1977 года Омскому ССРЗ было присвоено имя 60-летия Октября. А еще раньше, в 1970 году к 50-летию завода был построен Дворец культуры «Юбилейный». В 1980 году на территории завода было завершено строительство заводской здравницы – профилактория-санатория «Водник» на 130 мест. В городке Водников для тружеников завода и флота строились жилые дома, детские учреждения, магазины. По инициативе Совета ветеранов в 1982 году в «городке Водников» был торжественно открыт памятник «Воинам-речникам, погибшим в 1941 – 1945 годах», на гранитных плитах которого высечено 187 фамилий бывших капитанов, штурманов, механиков, матросов, рулевых, токарей, слесарей… Заводу повезло на директоров. Среди них – Сергей Яковлевич Кудрявцев, Абрам Давыдович Герцман, Иван Иванович Яновский, Станислав Павлович Володарский, Николай Алексеевич Ильин.

Во все времена творцами истории завода были люди. Кто своими руками создавал историю завода, базового предприятия Министерства речного флота? Это – капитаны и механики, судоремонтники и судостроители, токари и судосборщики, слесари и электромонтажники. На заводе выросли три Героя Социалистического Труда: механик Федор Григорьевич Кузнецов, токарь Василий Васильевич Назаров, бригадир судосборщиков Владимир Владимирович Кимбин. На заводе и флоте несли вахту лауреаты Государственной премии СССР: В.И. Евдокимов, М.П. Листопадов, Н.Е. Власюк, Л.И. Соколов.

Добрый след в истории завода оставили ветераны труда: В.А. Вронский, И.А. Медведев, В.А. Еремин, И.А. Ширченко, Н.Д. Летунов, Е.Е. Рязанова, один из первых стахановцев С.П. Горелов, И.В. Ланьков, И.А. Чудинов, А.Ф. Зубарев и многие, многие другие.

Непростое время пережил завод-юбиляр в лихие девяностые годы. В годы перестройки и в период сложных рыночных реформ Омский судоремонтно-судостроительный завод продолжал свои богатейшие традиции. Правда, экономические трудности, вызванные, прежде всего с уменьшением объема грузоперевозок, заставили руководство пароходства сокращать промышленную базу. В результате совершенствования структуры Акционерного общества на базе Иртышской РЭБ была создана единая ремонтная база пароходства, куда к концу 2007 года была перебазирована основная производственная база Омского ССРЗ.

История старейшего судоремонтного завода Сибири продолжается теперь уже на левом берегу Иртыша.