27 августа 1919 года Правительство РСФСР приняло декрет о национализации всего кинодела в стране.
После Октябрьской революции 1917 года российские кинопредприятия еще около двух лет продолжали находиться в частных руках. Большинство их владельцев отрицательно относились к большевикам. В первые дни Советской власти они отказывались выдавать камеры и пленку кинооператорам, которые желали запечатлеть для истории революционные события - у владельцев частных компаний были другие приоритеты. В одном только 1918 году частные кинофирмы поставили около 150 фильмов. Основную массу среди них составляли мистические ленты о торжестве на земле злых сил, любовные мелодрамы, исторические и другие картины. Во время Гражданской войны, по мере нарастания голода и разрухи, множество русских кинематографистов покинули Москву и Петроград и переехали на юг страны в Одессу и Крым, откуда нередко эмигрировали на запад, увозя с собой фильмы и съемочную аппаратуру. В то же время В.И. Ленин отмечал, что кино является «важнейшим из искусств», мощнейшим пропагандистским инструментом, а другие руководители Советского государства прямо призывали «взять кинематограф в свои руки».
Кинематографисты, поддерживавшие Советскую власть, снимали в это время в основном хроникальные фильмы о революции и Гражданской войне или художественные киноагитки.
27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела. С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский.
В память об этом событии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1979 года было установлено, что 27 августа является Днем Советского кино.