На уловки идут все – от молкомбинатов и пекарен до Минпромторга и Минфина
Социологи, журналисты и некоторые политики уже давно отмечают грустную тенденцию: покупательская способность людей снижается, объем продаж падает даже на продовольствие, не говоря уже про одежду и обувь. Индексация пенсий, запланированная на следующий год в размере 7%, не компенсирует инфляционные потери. Россияне беднеют на глазах.
По данным Росстата, количество граждан РФ с доходами ниже уровня бедности в III квартале 2025 года составило 11,6 млн человек, или 8% от общего числа населения.
Между тем, по данным того же Росстата, во втором квартале 2025 года уровень бедности в России составил 7,4%, а численность населения с доходами ниже прожиточного минимума – 10,8 млн человек.
Тогда это выдавалось как если не большое достижение, то, как улучшение ситуации – точно. По крайней мере такая была подача многих СМИ.
Официальная статистика сравнивала, понятное дело, с аналогичными показателями прошлого, 2024 года. И тогда выходило все красиво: уровень бедности в РФ во II квартале 2025 года снизился до 7,4% - с 8,5% во II квартале 2024 года.
Впрочем, смотря как все подать, посмотреть и посчитать. В сравнении с прошлым годом, по мнению, официозных экономистов и социологов, ситуация с каждым годом улучшается.
Хотя эксперты прогнозируют, что к концу года доля россиян, чья зарплата ниже нищенского МРОТ, может увеличиться до 12,0 -12,6 млн человек, но они оперируют тем, что в 2024 году было более 13 миллионов, а в 2023 году и вовсе 14, 5 миллиона.
Напомним, что президент РФ Владимир Путин в майском указе 2024 года поставил правительству задачу сократить уровень бедности в РФ ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036 году. Но речь идет в процентах, а не в количестве людей.
Дьявол кроется в деталях. Реальное производство сжимается: сокращение выпуска продукции уже коснулось 16 из 24 основных видов экономической деятельности.
Металлургия снизила выпуск на 1,7%, химические отрасли – на 2,4%, производство резиновых и пластмассовых изделий и минеральной продукции – на 8,6%, производство нефтепродуктов – на 4,2%.
Особенно показательна ситуация в машиностроении. Кировский завод (выпускает тракторы в Санкт-Петербурге) ожидает падение своего производства в текущем году на 25%, Ростсельмаш ждет падения производства комбайнов и тракторов на 30%, глава КамАЗа сообщил, что рынок тяжелых грузовиков по итогам года обвалится более чем в два раза.
В обрабатывающих производствах сокращение объемов выпуска в 18 из 24 видов деятельности. Падение по автотранспортным средствам на 28,8% (год к году), а по мебели на 12,7%.
Выпуск компьютеров упал на 19%, телевизоров – на 23%, холодильников – на 15%, стиральных машин – почти на четверть. И все дело не в санкциях, а в том, что просто не покупают! А не покупают именно потому, что объявленный и как бы вечно растущий МРОТ не поспевает за реальной инфляцией.
Хотя опять же по данным, по данным Росстата, люди стали зарабатывать больше: средняя зарплата по России перевалила за символическую «сотку» и составила 103,2 тысячи рублей в месяц, что на 16% выше показателя прошлого года.
Однако медианная зарплата, более близкая к реальности, едва переваливает за 60 тысяч рублей. Есть разница?..
Известно, что в неспокойные времена люди вначале отказываются от покупок товаров длительного пользования (автотранспортные средства или мебель), а затем начинают экономить на еде.
Увы, продовольственная экономия тоже начинает опять возвращаться в нашу жизнь. Хотя казалось, что последние два десятилетия об этом забыли.
Как же так происходит, если средняя зарплата «зашкаливает» за «стольник»? Эти деньги, как говорят экономисты «замерзли». Есть такой термин «агрегатор М2» – показатель количества денег в экономике, включающий наличные деньги в обращении и безналичные средства. Так вот, последние годы он растет: на 1 января 2022 г.: – 66,253 трлн рублей, а на 1 октября 2025 г.: – уже 121,3 трлн рублей. Почти в два раза!
При этом уровень потребления в целом по стране падает. Если брать основную корзину продовольственных товаров: мясо, молочные продукты, крупы, злаковые.
И тут Росстат стал очень избирательно публиковать эти данные. Поскольку спад потребления – это очень серьезный сигнал для власти. Поэтому за нынешний год цифр днем с огнем не сыщешь.
Но вот за прошлый 2024 год объем потребления мяса и молочных продуктов на душу населения снизился на 2,1% и 1,3% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Эти данные Росстата на основе отчетов ритейлеров и рейтинговых агентств.
При этом спрос на злаковые – хлеб, крупы и макаронные изделия – демонстрирует устойчивый рост: плюс 2,4% по Росстату.
По оценкам Росстата и аналитических агентств, в 2024 году расходы населения на товары и услуги в реальном выражении снизились на 0,7%, в 2025 году спад продолжается, особенно в продовольственном сегменте. И тут на помощь владельцам гипермаркетов пришли даунсайзинг и шринкфляция.
За этими «чудными» словами скрывается манипуляция со стороны торговцев. Например, даунсайзинг (оптимизация, сокращение) означает, что вместо литра молока в емкость наливают 950 – 960 грамм. А шринкфляция, рассказывает нам о том, что этот «кастрированный» пакет молока выглядит и стоит точно, как литровый. То есть скрытая форма инфляции, при которой производители уменьшают объем или вес товара, сохраняя прежнюю цену. А во времена СССР, эти сложные как бы термины называлось проще: обман и обвес.
Известный пример, вызвавший скандал был несколько лет назад, когда резко подорожали яйца, и чтобы не было массового недовольства масс (извините за тавтологию) ритейлеры стали продавать их не по привычному десятку, а по восемь, а иногда и шесть штук. А упаковка напоминала прежнюю. Только с мелким шрифтом об истинном количестве искомых яиц. Вот это и есть даунсайзинг и шринкфляция одновременно
Эти 50 грамм или два яйца в общим масштабах – гигантские суммы. По данным Союза потребителей России (СПРФ), из-за такой практики и других уловок российские потребители ежегодно теряют суммарно около 1 трлн руб., что составляет до 3% стоимости всех купленных продуктов питания.
В итоге СПРФ обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением изменить правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи (постановление правительства № 2463) для предотвращения шринкфляции.
Об этом сообщили в пресс-службе СПРФ. «Современный покупатель ориентируется прежде всего на цену. Но при многообразии упаковок и фасовок сравнить товары объективно невозможно», – говорится в сообщении.
Но почему оба эти массово термина всплыли только сейчас? Потому, что
продовольственные гиганты, столкнувшись с резким ростом расходов на сырьевые товары, например, сахар, масло и муку, а также с растущими ценами на электроэнергию, вынуждены сокращать размеры упаковок, чтобы сохранить покупателя и не потерять прибыль. А платит за эти уловки рядовой потребитель.
Вопрос: как долго еще могут хитрить и промышленники, и Росстат, и наши чудесные министерства типа Мипромторга, Минэкономразвития, Минфина, жонглируя обвесом и обманом в промышленном масштабе? Светлов.

