Введение
Уважаемые товарищи!
Социально-экономическая программа КПРФ, принятая в ходе четырех Орловских форумов, прошла проверку временем. Сама жизнь подтверждает ее научную глубину и актуальность для современного этапа жизни нашей страны.
Программа вызвала большую заинтересованность у самого широкого круга руководителей отраслей, производственных предприятий, экономистов, политиков, широкой массовой общественности.
И это не случайно! Наша программа вобрала в себя лучший передовой опыт Советского Союза, период становления и развития которого дали миру образец высокоэффективного хозяйствования, равного которому не было в мире. Под руководством В.И. Ленина, отсталую аграрную Россию большевики в короткие сроки сделали индустриальной державой с самыми передовыми технологиями и развитой промышленностью. Руководствуясь их опытом, формами и методами достижения целей мы разработали социально-экономическую программу КПРФ, которую представляем сегодня на пленуме.
Последние 35 лет изощренного обмана в экономике и откровенной лжи в реформировании социальной сферы отбросили Россию на 100 лет назад, а по некоторым вопросам в средневековье. Даже в средние века не запрещалось народу собирать грибы и лесные орехи, ловить рыбу, собирать хворост. Сегодня в 21 веке в России запрещено. Нынешние «реформы», «оптимизации», «национальные проекты» создали вид бурной деятельности чиновников, но не продвинули развитие страны ни на шаг вперед.
У В.И. Ленина было другое представление о развитии страны в самом начале ее становления: «…тактикой Советской республики должно быть, с одной стороны, крайнее напряжение всех сил для быстрейшего экономического подъема страны, повышения ее обороноспособности, создания могучей социалистической армии; с другой стороны, в международной политике обязательна тактика лавирования, отступления, выжидания до того момента, когда окончательно созреет международная пролетарская революция, зреющая теперь быстрее, чем прежде, в целом ряде передовых стран».(Статья «Шесть тезисов об очередных задачах Советской власти»)
Это направление в развитии страны стало основополагающей стратегией советской России и СССР. Коммунисты не придумывали замысловатых слов, но индустриализация, электрификация, развитие образования и здравоохранения дали свои результаты немедленно. С 1929 по 1941 годы в СССР было введено в действие 9 тыс. крупных государственных промышленных предприятий, оснащенных передовой техникой. Созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, станкостроительная, авиационная и др. Выросли квалифицированные кадры рабочих, инженеров и техников. В разы увеличивался выпуск промышленной продукции.
Уже в 1934–1935 годах страна стала свидетелем появления стахановского движения, его первопроходцами были Кривоносовцы — передовики железнодорожного транспорта, которые заложили основы трудового героизма. Затем появились и другие новаторы: сестры Виноградовы, которые обслуживали до 250 ткацких станков, женские тракторные бригады и многие другие, демонстрировавшие выдающиеся трудовые подвиги во всех направлениях экономики. Говоря о стахановском движении в сельском хозяйстве, невозможно не упомянуть имена Дарьи Матвеевны Гармаш и Паши Никитичны Ангелиной, которые стали его символами. Их пример вдохновил тысячи людей на достижение рекордных показателей и активное участие в развитии аграрной отрасли.
В 1937 году свыше 80% всей промышленной продукции было получено с новых предприятий. По объёму промышленной продукции СССР в 1937 году вышел на 1-е место в Европе и 2-е в мире.
Этот стремительный рост экономики, науки, промышленности и сельского хозяйства позволил державе одержать великую Победу над фашизмом.
Огромное значение индустриализация имела для укрепления обороноспособности страны. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. советская индустрия доказала своё превосходство над индустрией фашистской Германии. Создано массовое производство военной техники, необходимой для нужд армии, и стратегически важного в военном отношении сырья и материалов. Промышленность в СССР в кратчайший срок была перестроена на военный лад и обеспечивала нужды фронта всем необходимым. Уже в декабре 1941 года падение производства было приостановлено, и с марта 1942 года началось быстрое увеличение объёма оборонной продукции. В 1943 году достигнутый уровень производства военной техники полностью обеспечивал потребности фронта. О масштабах перестройки и перебазирования нового промышленного строительства свидетельствует тот факт, что в восточных районах (Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Казахстан, Средняя Азия) производство всей промышленной продукции в 1943 по сравнению с 1940 увеличилось в 2,9 раза. Роль советской науки не передать словами, наши ученые выдали лучшие в мире танки, самолеты и победа пришла, и ее свет и сегодня озаряет путь Великой России
Основной задачей 4-й пятилетки (1946-50) было восстановление довоенного уровня промышленности, сельского хозяйства и их дальнейшее развитие. В 1948 году уровень 1940 года в целом по промышленности был превзойдён на 17% и почти достигнут по производству товаров народного потребления. В 1950 году объём промышленного производства превышал уровень 1940 года на 72%; было восстановлено, построено и введено в строй 6200 крупных промышленных предприятий. Появились новые отрасли и производства: производство электроники, реактивных самолётов и двигателей, вертолётов и ракет.
В течение 5-й и 6-й пятилеток c 1950 по 1960 год произошли значительные структурные сдвиги в промышленности. Построено 8070 новых крупных промышленных предприятий. В 1954 в г. Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция (АЭС). Вошли в строй 7 крупнейших тепловых электростанций, начали давать электроэнергию новые ГЭС на Волге, Днепре, Дону и в Сибири. Производство электроэнергии выросло в 3,2 раза. Введены в строй новые горно-обогатительные комбинаты, заводы цветной металлургии, машиностроительные и нефтеперерабатывающие предприятия, комбинаты и заводы по производству минеральных удобрений и другой химической продукции.
В 1971 году продукция промышленности СССР увеличилась по сравнению с 1913 годом в 99 раз, в том числе производство средств производства в 230 раз, производство предметов потребления в 33 раза. По сравнению с 1940 годом продукция промышленности СССР возросла в 12,8 раза. Производительность труда в промышленности СССР повысилась в 1971 году по сравнению с 1913 годом в 19,6 раза. В эти годы экономика СССР занимала второе место в мире.
Капитальные вложения в промышленность за 1918-75 годы составили в сопоставимых ценах около 540 млрд. руб., или 36% общего объема капитальных вложений в народное хозяйство.
За три пятилетки построено свыше 7 тыс. крупных промышленных предприятий. Большое развитие за эти годы получили химическая и нефтехимическая промышленность: производимая продукция увеличилась в 6 раз; производство минеральных удобрений выросло в 7 раз, химических волокон и нитей в 5 раз. Организовано производство новых товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода: цветных телевизоров, транзисторных магнитофонов и др. В 1975 году в СССР насчитывалось почти 47 тыс. промышленных предприятий на самостоятельном балансе, стоимость производственных основных фондов в промышленности составляла 385 млрд. руб.
До самого временного распада СССР, советская экономика и промышленность занимала второе место в мире, уступая только США. Доля СССР в мировой промышленной продукции составляла 20%.
Однако в конце 80-х в результате выполнения советов заокеанских «друзей», экономика стала терять эффективность. Падение доходов бюджета в результате падения цен на нефть усугублялось антиалкогольной кампанией, которая привела к потере налога с оборота. Сказался недостаток денежных средств в бюджете. Кроме этого в стране началась неразбериха в показателях учета экономики и откровенный саботаж, который привел к дефициту продуктов и кризису власти.
В перепалке страстей был напрочь забыт Ленинский наказ: «Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства – и в то же время беречь его, как зеницу ока». (Статья «Государство и революция»)
Не уберегли! Холодная война была проиграна Советским Союзом. К власти пришли проамериканские ставленники, начался разгром советской экономики.
Россия резко сократила промышленное и сельскохозяйственное производство, пришла к полной зависимости от экспорта, и импорта, к утрате всех социальных, научных и экономических завоеваний Советского Союза. Великая страна, владеющая третьей частью всех мировых природных ресурсов, влачит жалкое существование, перебиваясь вокруг прожиточного минимума. И этот негативный опыт мы тоже изучили работая над программой победы КПРФ.
Новоиспеченная российская буржуазия сделала все с точностью до наоборот, что рекомендовал И.В. Сталин в своей речи на XIV Съезде ВКПБ: «Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую систему капиталистического развития, как ее подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся, главным образом на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны.» (ПСС, т.7 стр.298)
Россия стала сырьевым придатком Запада, подконтрольная иностранным аудиторам, загнанная в обязательства перед международными организациями она фактически утратила суверенитет. Наученное горьким опытом экономических санкций, Правительство России до сих пор не созрело до решения о прекращении членства в международных организациях, обеспечивающих благополучие США и странам золотого миллиарда. Фракция КПРФ вносила законопроекты о денонсации договоров с международными организациями, однако, наши предложения не находят поддержки у правительства, хотя ВТО, МВФ, Всемирный банк – это главные инструменты экономической глобализации, сдерживания экономического развития стран с переходной и развивающейся экономикой, конкурентного подавления и ориентации их экономики на сырьевой и экстенсивный сценарий развития, создания правил и процедурных норм для реализации конкурентных преимуществ экономик стран «золотого миллиарда».
Отрезвление от этого дурмана наступило только в 2014 году после кровавого переворота на Украине и правительство пришло в себя, когда с началом спецоперации, его вчерашние друзья стали непримиримыми врагами, и обложили экономическими санкциями экономику, перекрыли экспорт и импорт, заморозили накопления и объявили войну России.
Тридцатипятилетнее реформирование по формату заокеанских «друзей» привело российское общество к дикому материальному расслоению: по данным Федеральной службы государственной статистики РФ к середине 2025 года: Соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных выросло по сравнению с 1992 г. – расцветом экономического кризиса – с 8 до 15,1 раза.
Ситуация напоминает пору Временного правительства в 1917 году, о которой В.И. Ленин писал: "Страна накануне гибели, 10 капиталистов, членов Временного правительства, потворствуют предпринимателям, которые грабят страну, грабят народ, увеличивая и без того безмерные прибыли капитала... Ведь это же прямо издевательство капиталистов над народом!.. Доколе же это будет продолжаться?" (Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1969. — Т. 32. Май — июль 1917. С. 232—235.)
Разгром советского достояния
За 35 лет в России уничтожено 24 000 советских промышленных предприятий, 50 000 колхозов и совхозов, опустели 34 000 населенных пункта, началось интенсивное вымирание населения.
Великая страна, владеющая третьей частью всех мировых природных ресурсов, влачит жалкое существование, перебиваясь вокруг прожиточного минимума.
Демография, материнство и детство Цена этого беспредела страшная! В советское время каждые 10 лет население прирастало 10 миллионами человек. За 35 лет новой России страна сократилась на 35 миллионов, не родившихся детей по отношению к 1990 году. Сегодня численность населения России соответствует 1988 году. В России не созданы никакие условия для воспроизводства населения.
Общий коэффициент рождаемости снизился с 10,1 до 8,5; суммарный коэффициент рождаемости снизился с 1,5 до 1,38, что значительно ниже уровня простого воспроизводства; ожидаемая продолжительность жизни снизилась с 73,3 лет до 72,8 лет (2024 год). Хотя ее планировалось довести до 78 лет; естественная убыль населения увеличилась с 317 тыс. чел., до 596 тыс. чел.
Но КПРФ убеждена: государство обязано обеспечить условия жизни молодым людям, когда они станут создавать семью и рожать детей!
- доступное жилье, в том числе - для молодых семьей;
- гарантированные рабочие места и достойная заработная плата;
- поэтапное списание задолженности по жилищным кредитам с рождением каждого последующего ребенка;
- студенческая и аспирантская стипендия, позволяющая создать крепкую семью;
- выплата материнского (семейного) капитала на каждого ребенка в прогрессивном размере;
- освобождение от уплаты подоходного налога для семей с детьми.
Мы предлагаем полностью исключить критерии нуждаемости, на право получения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и других выплат.
Одновременно необходимо продлить выплату «единого пособия» до достижения ребенком возраста 18 лет, а в случае обучения в образовательной организации по очной форме обучения – до 23 лет.
КПРФ настаивает на необходимости принятия решения о прогрессивном увеличении на 25 процентов размера материнского (семейного) капитала при рождении каждого последующего ребенка.
Соответствующие проекты федеральных законов разработаны депутатами Государственной Думы от фракции КПРФ. Финансовое обеспечение гарантируется бюджетом развития КПРФ.
Бедность
Сегодня в России 90% населения страны с переменным успехом балансирует на черте бедности. За последние 35 лет Россия вышла в мировые лидеры по количеству бедных и нищих граждан. Сегодня по уровню жизни наша страна откатилась на 67 место в мире, ниже уровня Белоруссии и Украины.
Нищета выгнала народ в банки, их долги перед банками составляют 34,6 триллиона рублей. Закредитованность населения вышла за рамки возможностей выплачивать ссуды. Задолженность составляет 237 тысяч рублей на человека, включая новорожденных.
В то же время на социальную политику в бюджетной системе ассигнования снижаются. Начиная с 2026 года расходы в объеме ВВП уменьшаются с 10% до 9,5% в 2028 году.
В самом бедственном положении «дети войны», их доходы составляют 13-17 тысяч рублей в месяц. Фракция КПРФ 10 раз вносила законопроект «О детях войны», но все они были отклонены, десятый законопроект уже третий год даже не рассматривается в Государственной Думе.
По данным Росстата в средине 2025 года в крайней нищете находятся 11,9 миллионов человек или 9,6% населения с доходами ниже прожиточного минимума.
-40% населения имеют среднемесячные доходы ниже 35 000 рублей. Зарплату более 400 тыс. рублей получают 1,5% населения. Между тем – это средняя зарплата в Германии. Средняя пенсия в России около 23000 рублей, что в 10 раз меньше, чем в развитых странах Евросоюза. Социальная пенсия меньше 9 тысяч рублей.
Пенсионное обеспечение
Сегодня совершенно необоснованно повышен пенсионный возраст. Пенсии в 10 раз ниже, чем в Евросоюзе. Работающим пенсионерам пенсии полностью не индексируются. Пенсионеров обязали платить за капитальный ремонт, до которого они не доживут. Дети войны не пользуются никакими льготами.
Сегодня ясно всем, что давно настала пора понизить пенсионный возраст до 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Упразднить Пенсионный Фонд, его средства консолидировать в федеральный бюджет. Пенсии индексировать независимо от трудовой деятельности пенсионера, возвратить все недоплаченные денежные средства работающим пенсионерам. Средняя пенсия не должна составлять менее 40% средней зарплаты, тогда, как сегодня она составляет лишь треть этого уровня.
Граждан, проживающих в многоквартирных домах, независимо от возраста, освободить от платы за капитальный ремонт – это обязанность государства. Принять закон о детях войны, в котором установить льготы, соответствующие льготам труженикам тыла. Отменить закон №122 ФЗ от 22.08.2004 года, восстановить все льготы, отмененные этим законом.
Но бюджетные ассигнования по направлению "Развитие пенсионной системы РФ" идут на снижение, не смотря на инфляцию, и составят в 2026 году 2,8 трлн руб., в 2027 году - 2,6 трлн руб., в 2028 году - 2,6 трлн руб. Что недостаточно для исполнения всех государственных обязательств, осуществляющихся через пенсионный фонд.
Олигархия
Проблема низкого уровня жизни людей, нищета, безработица, обременение непомерными платежами за ЖКУ, плюс вынужденная закредитованность населения, контрастируют, вступая в открытое противоречие, с неправедно нажитым богатством олигархата и коррупционного чиновничества. Сегодня российская олигархия в составе 146 человек владеет состоянием в 626 млрд. долларов. Ежегодный прирост составляет около 50 млрд. долларов. Не хватает денег в бюджете, правительство «оптимизацией» разрушает здравоохранение и образование, но олигархов не трогает. Даже сегодня, в условиях войны, олигархия остается в неприкосновенности, наживаясь на разрушении государственных отраслей и оставаясь в стороне от помощи государству.
Обратите внимание: 38 миллиардов долларов получили олигархи за 23-й год, 28 млрд. дол. В 2024 году и 24 млрд. в текущем году. В то же время дефицит государственного бюджета составляет 5,7 трлн. рублей, а долговые обязательства России приближаются к годовому бюджету и составляют 38 трлн. рублей. Кто ответит, почему олигархи в прибылях, а государство в долгах? И что это за государство?
Денежно-кредитная политика
Реальную экономику России сегодня вынуждают работать и развиваться в условиях 17-процентной ключевой банковской ставки, которая превышает уровень инфляции в 3 раза.
По мнению правительства, инфляция стабилизируется. При этом Банку России не придется повышать ключевую ставку и тормозить рост экономики.
Но время покажет, увеличение 11 налогов в 2026 году и рост коммунальных тарифов на 10% в год, грабительский утилизационный сбор и кабальное налогообложение малого бизнеса сделают свое дело.
Фракция КПРФ трижды вносила законопроект о государственном регулировании цен на товары первой необходимости, но безуспешно. Мы выходили с предложением изменить функциональные обязанности Банка России и направить его потенциал на развитие экономики. Однако, нас не услышали. В то же время умеренно жесткая денежно-кредитная политика уже начала свою разрушительную работу в экономике. Рост экономики остановился, создалась огромная закредитованность юридических и физических лиц, производительность труда отстает от роста зарплаты. Нет спроса, замораживается предложение. Останавливаются предприятия, людей отправляют в отпуска. Безработица не растет, потому что люди числятся работающими, но голод уже подбирается к большинству работающих. Социальный взрыв неминуем. Пора трезво взглянуть на проблемы денежно-кредитной политики, пока точка возврата еще не пройдена.
В настоящее время уровень монетизации российской экономики составляет чуть выше 50%. Для сравнения: среднемировой уровень монетизации – больше 100%. Низкая монетизация ведет к снижению инвестиционной активности, торможению экономического роста. В настоящее время уровень монетизации российской экономики не может быть менее 100%.
Вследствие завышенной ключевой ставки стоимость кредитных ресурсов находится гораздо выше уровня рентабельности большинства отраслей, что еще больше усиливает и так серьезные диспропорции в структуре производства, доходов и цен.
Хуже того, высокие депозитные ставки делают привлекательным вложение свободных средств в банки и получать проценты больше прибыли предприятий. Таким образом, блокируется инвестиционная деятельность и развитие экономики просто останавливается. При такой политике из известной формулы Карла Маркса «товар — деньги — товар» искусственно изымается главное звено — товар. Возникает схема «деньги — деньги», когда капитал начинает обращаться сам в себе, не создавая реальной продукции. В результате формируются мыльные пузыри, а развитие реального сектора экономики останавливается, что неизбежно приведёт к плачевным последствиям
В то же время денежно-кредитная политика Центрального банка откровенно направлена на вывоз денег из страны и создание условий для недоступности кредитов для экономики и граждан. Чистый вывоз капитала начал прогрессировать в России с 1994 г. За последние 30 лет из России легально и нелегально вывезено 117 триллионов рублей.
Сегодня в силу международного произвола, накопления в иностранной валюте нужно ограничить трехмесячным объемом импорта, остальные денежные средства необходимо хранить в виде ценных металлов и драгоценных камней на территории России. Либо немедленно использовать на закупку оборудования и технологий.
Недоступные кредиты заставляют бизнес брать кредиты в иностранных банках. Корпоративный долг России на 1 октября 2025 года составил S323 млрд., из которых 175 млрд. долларов или 14 трлн. рублей – долги бизнеса. Благодаря такой схеме, в России сегодня нет денежно-кредитной системы, российская экономика пользуется международной денежно-кредитной системой, которая стала вторым доильным агрегатом по вытягиванию денежных средств из страны после нефтегазовой отрасли.
Необходимо национализировать банковскую систему и вывести из нее иностранный капитал. Установить государственное регулирование размера процентных ставок по кредитам. Установить валютный контроль. Произвести замещение иностранных кредитов на отечественные. Необходимо создать отдельную категорию промышленных банков, для которых снизить требования по начислению резервов при условии ограничений операций с населением.
Реформа налоговой системы
В этой связи нужно срочно реформировать налоговую систему, которая стала тормозом развития экономики. В России создана удивительная модель налогообложения, которая работает по принципу: чем выше цены, тем больше бюджет. Чтобы увеличить бюджет правительство всегда увеличивает цены, путем прибавления к ним увеличенного налога. После этого раскручивается инфляция и для борьбы с нею увеличивается ключевая ставка. Недоступные кредиты парализуют экономику, товаров выпускается меньше, значит, меньше налогов, значит, надо повышать налоги, а с ними цены и опять все по новому кругу. Эту карусель раньше сглаживали нефтегазовые доходы, но сегодня они ограничены! Надо переходить на новую систему налогообложения иначе экономика не раскрутится, баланса между производством и потреблением добиться будет невозможно, бюджетные доходы будут сокращаться.
Нынешняя система налогообложения не только порочная, она вредная для развития экономики. Именно система налогообложения привела к тому, что наши роботы в 2 раза дороже китайских, а пахотные трактора дороже на 30%.
Чтобы налоги были мотиватором экономики, ими должна облагаться эффективность предприятий и работать принцип: чем выше эффективность предприятия, тем больше бюджет. Для этого необходимо полностью переделать налоговую систему под принцип эффективности производства. Для этого необходимо:
Отменить налоговый маневр, ввести 30% пошлины на продажу углеводородного сырья и отменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом на 30% подешевеют бензин и нефтепродукты.
Поэтапно отменить налог на добавленную стоимость (НДС). Цены снизятся на 10-20%. При этом ввести налог на роскошь (дворцы, яхты, элитные квартиры и проч.) Бюджет только увеличится.
Увеличить налог на прибыль коммерческих банков, полученную в результате высокой ключевой ставки, а также игорный бизнес.
Выполнить рекомендации бюджета развития КПРФ, и федеральный бюджет может получить 32 триллиона дополнительных средств.
Политика доходов
КПРФ считает необходимым утвердить новую политику доходов. Ее основой должно быть введение полного прожиточного минимума, в который в дополнение к расходам на питание и одежду необходимо включить расходы на медицину, лекарства, духовное развитие и культурные нужды, весь комплекс налогов и платежей, услуг и затрат на перспективное развитие, как отчислений на платное образование, платное лечение, покупку жилья. В соответствии с поставленной задачей необходимо рассчитывать прожиточный минимум для каждой группы населения: работающих, пенсионеров и детей. Минимальные пенсии, стипендии и зарплата не могут быть ниже прожиточного минимума.
Наша программа опирается на систему основных положений, в центре которых человек труда. Наш советский лозунг: «Все во имя человека, все для блага человека!» остается главным направлением в нашей работе. Мы продолжаем ленинский завет поголовной грамотности и обязательного среднего образования, мы возглавим борьбу за эффективное и бесплатное здравоохранение, ибо только со здоровой нацией можно свершать великие дела. Страна не может быть великой без современных высоких технологий, мы поставим науку на службу человеку, у которого не будет тяжелого физического труда, не будет вредного производства: все это достанется машинам и механизмам!
Наша программа предусматривает ликвидацию коррупции, которая, как ржавчина разъедает любое государство, снижение уровня инфляции которая уничтожает производство и доходы населения, и исключение зависимости от зарубежных партнеров. Мы создадим такую экономику, от которой будет зависеть полмира, мы создадим такой уровень жизни, которому будет завидовать и Европа, и Америка!
Бюджет развития
Можно не верить в такие возможности, но они есть Фракция КПРФ проанализировала все возможные финансовые резервы России и оказалось, что все богатства страны используются не только не по назначению, но во вред государству. Если собрать все ресурсы воедино то формируется бюджет развития для мощного рывка в экономике и повышения уровня жизни нашего народа.
Судите сами:
Государственные золотовалютные резервы в СССР всегда находились в стране и использовались на инвестиции. В нынешней России более 729 млрд. долларов или 59 трлн. рублей размещено в иностранных банках (кроме золота) и финансируют чужую экономику. Если вычесть из этой суммы золотой запас, то накопления в размере годового бюджета можно использовать приобретение технологий и оборудования. Но эта возможность 35 лет не использовалась и кормила чужую экономику, пока половину накоплений не заморозили на Западе. Золотовалютные резервы за 8 месяцев 2025 года увеличились на 95,4 млрд. долларов или на 7,9 трлн. рублей. Эти деньги должны быть в бюджете, но они лежат за границей. Вот почему мы бедные!
В СССР не было олигархов. В новой России есть! Рост доходов олигархов за полугодие 2025 года составил 25 млрд. дол. за год это будет вдвое больше 50 млрд. дол. в рублях - 4,4 трлн. руб. Эти деньги могли бы быть в бюджете! Но они принадлежат олигархам! Вот почему мы нищие!
По данным РЭУ им. Плеханова в 2024 году размер теневой экономики России составил 20% ВВП или 40 триллионов рублей. Объем налогов с этой суммы может составить 8 триллионов рублей. Знают об этом в правительстве? Знают! Но неплательщики «свои люди»! И они продолжают грабить страну.
Средства из бюджета изымаются и направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), где накоплено 13 триллионов рублей, из которых 3,9 трлн. рублей – свободные остатки, которые можно использовать на текущие нужды. Но они в кубышке!
С 48 странами Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения. Это означает, что российские предприятия зарегистрировали за рубежом и их освободили от уплаты налогов в России. Россия потеряла 1,8 трлн. рублей налогов. Надо расторгнуть эти договоры и вернуть налоги в Россию. Отменить возврат НДС на экспорт нефтегазовых ресурсов. Доход бюджета может увеличиться на 1,3 триллиона рублей.
Госмонополия на производство и реализацию спиртосодержащей и алкогольной продукции даст бюджету – 1,4 трлн. рублей. Примерно столько же даст монополия на табак. Прибыль банков, ликвидация оттока капитала, дивиденды от госмонополий, все это вместе взятое дает бюджету 32 триллиона рублей! И это только деньги прироста без накоплений. Вот денежные средства, которые могут решить вопрос бедности, но они, к сожалению, решают вопросы супер богатства.
Мы предлагаем эти денежные средства консолидировать в бюджет развития и распределить по расходным статьям. При этом, если доходная часть бюджета на 2026 год запланирована в размере 40,2 трлн. рублей, то бюджет развития увеличивает ее до 72,6 трлн. рублей.
Это вторая ключевая задача, которая прописана в нашей программе. Чем больше будет бюджет, тем больше будет возможность решать институциональные проблемы.
Некоторые из наших предложений уже находят поддержку в ГД и Правительстве. Принят Закон о прогрессивном подоходном налоге на сверхбогатых. И хотя он не в полной мере вобрал в себя наши предложения,
но первый шаг уже сделан. После изменения законодательства в логике наших предложений, инвестиционные возможности государства вырастут до 32-35 триллионов рублей в год дополнительно к сегодняшнему бюджету. Представляя наш бюджет развития, хочу подчеркнуть, что время, нынче суровое и КПРФ как воюющая партия считает своей главной задачей победить фашизм, очистится от 5 колонны, и мы будем это по прежнему делать, не уставая.
Хочу сказать особые слова благодарности, в первую очередь ветеранам, и всем, кто вместе с нами отстаивал оборонные предприятия страны, нашу армию и флот, очищая ее от бездарных министров и расхитителей всякого рода. Мы не дали превратить нашу армию в прачечную. Наши мужественные солдаты показали, на что они способны в Севастополе. Вместе с красными губернаторами мы спасли Россию от распада, не пустили НАТО под Арзамас и Ульяновск, спасли знамя победы, достойно бились за русский язык, спасали деревни и инфраструктуру Севера. Многие наши законы приняты и работают. Спасённая пионерия и комсомол это достояние КПРФ о чем свидетельствует демонстрация наших сил 7 ноября 2025 года.
В борьбе за русский лес и реки страны особый поклон депутатам фракции и сподвижникам по всей стране. Мы по существу выдавили иностранцев из Сахалина, а олигархов из заповедных мест.
За нашими плечами спасённые тысячи предприятий и спасение России вместе с истинными патриотами державы.
Нет сомнения, что программа КПРФ пробьёт себе дорогу в жизнь ведь подобные программы работают у наших истинных друзей и настоящих союзников и в Китае, и в Индии, и в КНДР и в Лаосе и в других странах.
Да, частично наше предложение о прогрессивном налоге заработало и государство дополнительно за счет этого сейчас получило более 500 миллиардов средств. Но это не та сумма, которая значительно повлияет на бюджет. В нашем бюджете развития эта сумма обозначена как 2,5 трлн. рублей, которая пополнит бюджет и не разорит олигархию. В рамках реализации бюджета развития фракция КПРФ разработала и внесла в Государственную Думу целый ряд законопроектов, обеспечивающих доходную и расходную части бюджета развития.
Цели и задачи программы
Уважаемые товарищи!
Социально-экономическая программа КПРФ предполагает высокую концентрацию финансовых ресурсов в государственном бюджете для проведения второй индустриализации страны и реализации госпрограммы второй целины для возвращения в севооборот брошенных земель. Наша цель – экономическая и финансовая независимость от внешнего мира. Независимость от импорта и экспорта, в том числе технологий. Преодоление технологической отсталости и выход на передовые позиции в науке и технике, чтобы иметь в гражданских отраслях народного хозяйства то, что мы имеем в оборонной промышленности.
В этой связи хочу обратить внимание партийных комитетов но тот факт, что экономика находится не в Москве, а в регионах и необходимо нашу программу реализовывать именно там! У нас работает депутатская вертикаль, информация о развитии экономики должна проходить снизу вверх и сверху вниз и проблемы экономики должны решаться совместными усилиями через фракции региональных парламентов и Государственную Думу. Мы должны поддерживать связь с профсоюзами, а в некоторых случаях организовывать профсоюзы – которые даже при российском законодательстве имеют важное значение в решении вопросов внутри предприятий. По принципиальным вопросам, мы, как оппозиционная партия просто обязаны обращаться к народу за поддержкой. В критические моменты поддержка народных масс имеет решающую силу.
Народные предприятия
Уважаемые товарищи!
Необходимо отметить, что создавая социально-экономическую программу КПРФ мы опирались на опыт красных губернаторов всех поколений, опыт Китая, Вьетнама, Индии и других стран, на наши народные предприятия, на победный дух трудового народа России.
В первую очередь хочу отметить трудовой подвиг Казанкова И.И. он из обычной артели создал народный агропромышленный холдинг с могучим первичным производством, перерабатывающими предприятиями, полумиллионом голов скота, торговой сетью и эффективной логистикой. Это историческое хозяйство Совхоз В.И. Ленина, которое создано по указу В.И. Ленина, выжило в годы войны, и не сдалось пред произволом подмосковных ОПГ. Предприятие живет, процветает и радует не только производственными успехами, но и удивительными социальными объектами, равных которым нет нигде. Павел Николаевич Грудинин из этой же плеяды героев. Успешно работают хозяйства наших коммунистов из ПК «Колхоз «Терновский», СПК «Усольский». Ленинградский Кировский тракторный завод, выпускает новейшие высокотехнологичные трактора и военную продукцию. Особого уважения заслуживают результаты деятельности коллективов народных предприятий «Красный Октябрь», Племзавод «Красная Пойма», концерн Калашникова.
Наши губернаторы, Андрей Клычков в Орле, Коновалов в Хакасии, Русских - в Ульяновске имеют одни из лучших темпов роста ВВП, более 10% по области. Но если оценить экономику по стране в целом, то совершенно очевидно, что далеко экономика не продвинулась. Если сравнивать с 1990-м годом, то отставание в производстве отличается в десятки и сотни раз.
Их опыт подсказывает, что осуществлять индустриализацию, необходимо при раздельном учете производства средств производства и товаров народного потребления, иначе в общей «корзине» ВВП трудно определить в каком направлении идет развитие экономики.
Принять экстренные меры по оказанию государственной помощи легкой промышленности, обеспечивающей быструю отдачу средств и замещение импорта товаров для населения.
Принять меры по оказанию государственной помощи отраслям машиностроения, приборостроения и станкостроения. Гарантировать приоритетное поступление государственных инвестиций в эти отрасли.
Оказать особую поддержку отечественной фармацевтической промышленности как фактору обеспечения безопасности населения.
Бюджетное финансирование национальной экономики, а именно ее реального сектора установить не менее 14 триллионов рублей в год и бюджет развития это позволяет.
Государственные инвестиционные кредиты и другие формы финансовой помощи предоставлять предприятиям на условиях договора под конкретные программы, обязательным условием договора должен быть государственный контроль над ценами и ценообразованием производимой продукции.
Сельское хозяйство
Примерно на таких же условиях должны работать предприятия сельского хозяйства. В настоящее время аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления национальной аграрной политики, механизмов и направлений государственной поддержки и оценки их эффективности, перехода к качественно новому инновационному типу развития.
Наряду с успехами в растениеводстве проблем в сельском хозяйстве меньше не стало. Вызывает тревогу сокращение поголовья крупнорогатого скота. Особую опасность представляет сокращение дойного стада.
Ухудшаются условия занятия сельским хозяйством в личных подсобных хозяйствах населения, где зафиксировано снижение производства скота и птицы на 3,5% до 2,5 млн тонн. Надои молока уменьшились на 2,6% до 10,4 млн тонн, производство яиц сократилось на 3,5% до 7,3 млрд штук. Поголовье крупного рогатого скота в этом сегменте уменьшилось на 3,7% до 6,1 млн голов. Государственная поддержка села по-прежнему не значительная.
Пять государственных программ: «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Программа комплексного развития сельских территорий» «Программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации», «Развитие рыбохозяйственного комплекса», «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства», в которые вложилась КПРФ работают достойно и призваны решить главные вопросы: сбережения сельского населения, решения проблемы продовольственной безопасности, укрепления территориальной целостности РФ и ее национальной безопасности.
При государственной финансовой поддержке в объеме 5% расходной части бюджета, при паритете закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в сочетании с развитием малого бизнеса эти задачи реально выполнимы. Кроме этого партия предлагает увеличить ассигнования на сельское хозяйство за счет бюджета развития на сумму 3 триллиона рублей вместо 602 миллиардов.
Необходима ориентация на крупнотоварное производство во всех отраслях сельского хозяйства. Крупнотоварное производство отлично зарекомендовало себя в Белоруссии. Создавать агрогородки при крупных сельскохозяйственных предприятиях. Развивать экопоселения. Восстановить производственную и социальную инфраструктуру на селе.
Считать важным, развивать сельскохозяйственную кооперацию и поддерживать её субсидиями до достижения устойчивой рентабельности. Установить мораторий на рост цен на ГСМ и энергоресурсы. Электроэнергия для всех потребителей в сельской местности должна быть равной 70% от уровня тарифа для промышленности.
Необходимым считаю развитие личных подсобных хозяйств, которые играют ключевую роль в сохранении деревенской жизни, устойчивости сельских территорий и самозанятости населения. ЛПХ традиционно обеспечивают значительную часть внутреннего производства овощей, картофеля, молока и мясной продукции. Именно в ЛПХ формируется культура сельского быта, воспроизводятся трудовые навыки, поддерживается социальная структура деревни. Однако этот сектор серьёзно ограничен отсутствием переработки, инфраструктуры, логистики и механизмов сбыта. Многие семьи сталкиваются с отсутствием возможностей реализовывать свою продукцию по справедливой цене. Фермерство и кооперативное движение нуждаются в системной, долгосрочной государственной поддержке, поскольку именно они являются фундаментом устойчивости сельской экономики, развития местной переработки и формирования справедливого ценообразования на продукты питания.
Необходимо осуществить полную газификацию населенных пунктов сельской местности на всей территории Российской Федерации.
Уже работают наши законы о продовольственной безопасности, промышленной политике, стратегическому планированию, детскому питанию и другие. Необходимо исполнить закон о плодородии почв и программы мелиорации. Решить вопрос использования в хозяйствах амортизационных отчислений на сельскохозяйственную технику. Выделять из федерального бюджета ассигнования на мелиорацию и капельное орошение не менее 0,3% расходной части федерального бюджета, что позволит на больших территориях страны получать по 2 урожая сельскохозяйственных культур.
Данные меры обеспечат выполнение ключевых задач: ликвидации зависимости от импорта продовольствия, повышение качества жизни на селе, восстановление в сельхозобороте пашни и технологического суверенитета АПК в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ.
Наука и технологическая отсталость
Серьезной проблемой развития и современной научно-технической модернизации производства является технологическая отсталость. Если посмотреть ВВП, то мы увидим, что в его структуре всего 13% наукоёмкой промышленности. Будущее экономики страны в развитии производств и вводе новых современных наукоемких мощностей.
С закрытием советских союзных министерств были закрыты 5 тысяч отраслевых институтов, которые до настоящего времени не восстановлены. Растерзали Российскую академию наук, отобрав у нее важнейшие институты. Партия КПРФ все силы бросила на защиту академии наук, удалось отбить несколько институтов, спасти ВНИИ кормов, Тимирязевку, у которых власть хотела отобрать опытные поля. И борьба продолжается!
В России на протяжении 25 лет бюджетные ассигнования на науку не превышали 1% ВВП, в 2025 году ассигнования сократились до 0,4% ВВП.
На реализацию ГП "Научно-технологическое развитие РФ" будет выделено в 2026 г. 1,6 трлн руб., в 2027 г. - 1,7 трлн руб.; в 2028 г. - 1,7 трлн рублей, что составляет около 0,58% ВВП. Сопоставление с другими странами в данном случае будет не в нашу пользу. По этому показателю Россия занимает 41-е место в мире, заметно отставая от лидеров. Китай, например, тратит на науку около 2,5 % ВВП, США — почти 4,5 %, а первое место по этому показателю занимает Израиль — почти 5,5 % ВВП. Наш бюджет развития добавляет науке в 2026 году 3 трлн. рублей и не снижает ассигнований на будущее.
Основной источник финансирования науки в России — бюджет государства. Деньги предпринимательского сектора — 29 %. На долю бизнеса в США приходится около 66 % затрат на науку, в Республике Корея — 76,6 %, в Китае — 77,5 %.
Есть еще один любопытный показатель — разработка новых технологий. В 2021 году было разработано 2186 технологий, из них 88,1 % — новые для России, 11,9 % — принципиально новые.
Мы отстаем не только в теории, но и в создании высокотехнологичной техники. К примеру, создание роботов нам бы пригодилось в условиях дефицита высококвалифицированных кадров, однако, пока мы имеем – 19 роботов на 10 тысяч работников, а российский парк роботов состоит примерно из 20 тысяч единиц. Вместе с тем в 2025 году лидирующие позиции в промышленной роботизации заняли Китай, Япония, США, Южная Корея и Германия. Россия занимает 43-е место в мире, если оценивать плотность роботизации и число роботов на предприятиях.
Необходимо решить вопрос материального обеспечения ученых. Заработная плата научных работников не должна быть ниже средней зарплаты аналогичных работников в Евросоюзе. Этим мы прекратим утечку талантов из России и вернем на родину ранее уехавших специалистов.
Не смотря на трудности в экономике правительство и фракция «Единая Россия» принимают законы, явно противоречащие здравому смыслу и логике развития. Введение Болонской системы в образовании, передача в концессию объектов коммунального хозяйства, о взносах на капиталаьный ремонт, повышение пенсионного возраста, отказ индексации пенсий работающим пенсионерам и многие другие, которые не способствуют развитию страны, но создают социальную напряженность.
Кадровая политика
Сегодня надо восстанавливать экономику по всем отраслям. Ликвидация российской промышленности и образовательных учреждений привела к тому, что были утрачены все промышленные профессии, начиная с инженера и кончая слесарем. Наших высококлассных специалистов нуждой и безработицей загнали в охранники, продавцы и водители такси, с которыми правительство собиралось обеспечить технологическое лидерство.
Но технологическое лидерство можно было бы обеспечить, если бы была реализована идея коммунистов. Члены фракции КПРФ: О.Н. Смолин, Н.И. Осадчий, Н.В. Коломейцев при участии нобелевского лауреата Жореса Алферова несколько лет назад внесли проект закона «Образование для всех», который дает возможность сопроводить обучение человека от детского сада до докторской диссертации. Жаль, он не принят, а кадровый голод сегодня сказался, как никогда.
Экономические санкции, заявленное импортозамещение, потребовали целую армию высококлассных специалистов, но их нет и быстро они не создаются. Сегодня проблему дефицита кадров надо решать, так же, как эту проблему решали в СССР в 20-е годы прошлого столетия или Китай в 90-е годы. Необходимо организовать фабрично-заводское обучение (ФЗО), но это можно сделать только на государственных предприятиях, частник, трясущийся над каждой копейкой, делать этого не будет. Нужно организовать профессионально-технические училища, колледжи и оснастить их современным оборудованием для подготовки высококлассных специалистов. Использовать в этом плане богатый опыт города Москвы.
Нужно организовывать самозанятых, вводить ускоренные курсы для учителей и инженеров, где это возможно, приглашать пенсионеров. Не исключаются и все те меры, которые проводятся правительством сегодня.
Но политика правительства создает странное впечатление. Вместо обеспечения растущей экономики демонстрируется ее удушение. Ключевая ставка остается на высоком уровне, значит, кредитов не будет. Ф 2026 году динамика инвестиций падает на 5% вместо роста. Вводятся кабальные изменения в налогообложение малого и среднего бизнеса, в результате которого он просто не выживет. Утилизационный сбор и запрет на иномарки в такси оставят без работы полмиллиона таксистов.
В то же время на развитие экономики в бюджетной системе предусмотрено на 2026 год и последующие годы ассигнования около 10 триллионов рублей с уменьшением в объеме ВВП с 4,6 до 4,3%.
Фракция КПРФ не может согласиться с таким подходом и предлагает выделить из бюджета развития еще 4 триллиона рублей и решить вопросы современного промышленного производства.
Национализация
Но это не все! Чтобы добиться эффективного развития экономики необходимо национализировать базовые отрасли экономики. Прежде всего, важно установить государственное управление энергетическими ресурсами. Для этого необходимо восстановить государственную Единую энергетическую систему. Под полное государственное управление должен попасть нефтегазовый сектор, железные дороги, авиация, оптовая торговля.
Фракция КПРФ трижды вносила законопроект о национализации, но он до сих пор не был принят. При действующей политике он и не будет принят, потому что плавать в мутной воде приватизации гораздо выгоднее для воров и проходимцев, чем работать по закону. Между тем национализация идет, но выборочно по иску генеральной прокуратуры, причем в отношении только крупных сырьевых предприятий и уже национализировали 150 предприятий, активы которых составляют 3,9 трлн. рублей. Но вот для других предприятий до сих пор действует правило, что пересмотра итогов приватизации быть не должно.
Поэтому мы требуем полностью запретить приватизацию государственного имущества, поскольку запрещен обратный процесс.
Также установить полный контроль над процедурой банкротства, которая полностью выведена из-под контроля государственных органов и стала инструментом передела собственности.
Уважаемые товарищи!
Социально-экономическая программа КПРФ не ставит задачу решения абсолютно всех проблем российской экономики и социальной сферы, но основные задачи, актуальные в данный период мы обязаны осветить, ибо от них зависит ближайшее будущее нашей страны.
Дальний Восток и Север
Такой задачей на данный момент является вопрос освоения Дальнего Востока и северных территорий, являющихся согласно стратегии пространственного развития, – геостратегической территорией России. То есть регион значимый для развития, территориальной целостности и безопасности страны. Его поддержка требует больших ресурсов, а низкая плотность населения, суровый климат и невысокий стартовый уровень развития инфраструктуры – еще и специфического подхода к управлению.
Одна из самых больших проблем – уменьшение населения. За 30 лет оно сократилось на 2,56 миллиона человек. В первую очередь это создает дефицит рабочей силы.
Ожидаемая продолжительность жизни на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем в России (70 лет вместо 72,8). Здесь хуже развита транспортная, социальная и коммунальная и инфраструктура. Плотность автомобильных дорог в 5 раз ниже среднероссийского уровня. Развитие бизнеса тормозят высокие тарифы на транспорт: доля транспортных издержек в ВРП региона вдвое выше, чем в среднем по России. За последние 30 лет ни одна из 6 программ развития Дальнего Востока не была выполнена. Люди продолжают уезжать из регионов. Из Чукотки уехали 70% жителей, из Магаданской области уехали - 65%, Камчатки – 39%, Сахалина – 35%.
Стихийно-рыночные методы освоения Дальневосточных территорий не оправдывают себя по самой своей сути. Налоговые льготы надо предоставлять не резидентам ТОРов, а всему региону! Установить контроль над ценообразованием. Установить зарплату на 30% выше среднероссийской. Не надо давать дальневосточный гектар – это неразумная затея и результата она не дала. Необходимо принять советский опыт. Предоставить людям работу с оплатой по дальневосточному коэффициенту, обеспечить бесплатным жильем и социальной инфраструктурой. Транспортные расходы дальневосточников не должны быть выше европейских жителей.
Не стоит ждать, когда приедут иностранные инвесторы для создания Дальневосточной экономики. Ее нужно строить самим и в бюджете достаточно для этого средств.
Такая же ситуация с освоением Северных территорий. Сегодня северные территории Российской Федерации занимают 11,4 млн. кв. км (64% общей площади страны), в них проживает 10,5 млн. человек (7,4% населения страны), в числе которых 250 тыс. (2,4 % населения Севера) представляют 40 коренных малочисленных народов Севера. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП. 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, половина леса, 2/3 золота добывается на Севере.
Пока хватало углеводородного сырья и других природных ресурсов, освоенных Советским Союзом в западной Сибири, Север был брошен на произвол судьбы с 90-х годов прошлого столетия. Лишенные средств к существованию, люди бросали целые города и переезжали «на материк».
Теперь, когда понадобились природные ресурсы Севера, начали восстанавливать брошенные советские объекты. Но, чтобы привлечь на север работников, начали с «арктического гектара»! В правительственных кругах похоже думают, что арктический гектар по своей ценности приравнивается к гектару в городе Сочи. Вот он рыночный подход, доходящий до глупости!
Освоение северных территорий принципиально не отличается от освоения Дальнего Востока, с тем лишь отличием, что освоение северных территорий непосредственно связано с освоением Северного морского пути. Кроме того, необходимо соединение приполярных регионов с запада на восток страны цепью крупных современных аэропортов, утраченных в 90-е годы.
Необходимо восстановить полярные порты и создать регулярную рейсовую навигацию на северных реках. Речь идет и о пассажирском водном транспорте. В число приоритетов надо ввести и северные железные дороги.
А учитывая напряженную атмосферу на международной арене, Арктика может стать для России не только оплотом экономической стабильности, но и тылом во всех смыслах этого слова. Военное присутствие России в Арктике покажет всю серьезность ее намерений по защите своих северных территорий. А для этого необходимо восстановить всю инфраструктуру, утраченную за 35 лет реформ.
Программа социально-экономического развития России охватывает почти весь основной спектр социальных и экономических вопросов нашей страны. При выполнении всех программных задач на основе бюджета развития мы достигнем главного – безопасности и независимости России от внешних сил.
Для выполнения этой задачи партия должна быть крепкой, деятельной и монолитной. Только единство партии может обеспечить решение ключевых задач и противостоять нашим оппонентам и откровенным врагам, поэтому укрепление партийных рядов становится главной задачей внутрипартийной работы.
Чтобы укрепить свое влияние в массах мы обязаны иметь своих представителей во всех населенных пунктах страны, мы должны иметь эффективных, грамотных агитаторов, которые бы смогли донести нашу программу до каждого и, чтобы эта программа была понятна всем! В этой связи необходимо отметить, что в региональных комитетах не уделяется внимания вопросам экономики и социальной сферы, в то же время, возникает вопрос за какие идеалы надо осуществлять борьбу в регионе, если партийный комитет не ведает о положении дел в хозяйстве региона?
Полагаю, что в любом региональном комитете найдутся коммунисты, компетентные в экономике и в вопросах социальных отраслей – это и есть костяк, из которого можно создать комиссии на общественных началах, которые будут информировать бюро о положении дел в хозяйстве региона.
В бюджете развития и социально-экономической программе КПРФ определены главные рубежи экономического и социального развития, которые позволяют уже к 2030 году вывести Россию на широкую дорогу индустриального развития и гарантированно предоставить народу России условия жизни не хуже стран Евросоюза.
В дальнейшем на основе углубления этих процессов предусматривается осуществить переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами, зрелыми социалистическими производственными отношениями, отлаженным хозяйственным механизмом.
Мы полны решимости реализовать нашу программу. С нами в одном строю идут 47 общественных организаций, нашу программу одобрил Орловский международный экономический форум, мы не получили ни одного отрицательного отзыва от министерств и региональных властей. Нас поддерживает народ, потому что программа направлена на его благосостояние и общими усилиями мы реализуем ее, потому что другого пути для России нет!

