Именно этот вопрос я задавал министру финансов Российской Федерации Антону Германовичу Силуанову при обсуждении бюджета. Отвечая на мой вопрос, министр заявил, что правительство строго исполняет, перечисляя деньги в регионы, Указ Президента № 597 от 2012 года, который предполагает, что зарплата учителя не должна быть ниже средней по региону. В свою очередь я напомнил министру, что по данным Общероссийского народного фронта еще от 2015 года, указ не исполнялся в 75 регионах Российской Федерации, а по данным НИУ ВШЭ 40% учителей вынуждены экономить на всем, кроме еды. По данным Центра непрерывного образования РАНХиГС, если бы учителя работали с нормальной нагрузкой, то есть примерно на 1,2−1,3 ставки, в стране не хватало бы 250 тысяч учителей. И последний факт, о котором я напомнил министру, заключается в том, что в 2018 году на поддержку оплаты труда педагогов, медицинских работников и работников культуры в регионах выделялось 100 миллиардов рублей из федерального бюджета, а в 2025-м будет выделено 114 миллиардов, и министр это подтвердил. С тех пор средняя зарплата в стране выросла вдвое – в округленных цифрах – с 43 до 86 тысяч рублей, а перечисления регионам выросли только на 14%. Как в такой ситуации регионы могут выполнить Указ Президента, совершенно непонятно. По нашей информации, регионам перечисляются деньги, исходя из того, что средняя заработная плата региональных бюджетников будет проиндексирована на 4,5%.
Но каждый регион будет решать эту проблему сам, потому что политика последних лет сводится к тому, чтобы социальные обязательства передавать в регионы, а деньги, насколько возможно, собирать в Министерство финансов Российской Федерации.
Последнее замечание. Выступая на XIII съезде Федерации независимых профсоюзов России 29 октября 2024 года, Владимир Путин предложил начать эксперимент в регионах в 2025 году по введению новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, а в массовой практике их планируется ввести в 2027 году, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Насколько я могу судить по предыдущему опыту, эксперимент будет заключаться в том, чтобы упорядочить систему распределения имеющихся средств. Наверное, это может принести какой-то небольшой результат, и, возможно, он будет заключаться в том, чтобы повысить окладную часть оплаты труда педагогических работников. Оклады большинства педагогических работников сейчас ниже минимального размера оплаты труда. Даже если мы установим базовые оклады на уровне МРОТ, то для этого потребуются дополнительные средства. Президент сказал, что правительству предстоит решить важный вопрос о выделении дополнительных средств на введение новой отраслевой системы оплаты труда педагогов, но это случится только в 2027 году. Пока в бюджете на 2027 год никаких признаков резкого увеличения финансирования образования нет, а бюджет на предстоящие три года дефицитный.