В прошлом месяце на состоявшемся в Омске совещании по поводу реализации реформы обращения с коммунальными отходами заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко заявила, что по Сибирскому федеральному округу наш регион делит почетное первое место с Красноярским краем.
Эта оценка высокопоставленного должностного лица вызвала у омичей, мягко говоря, изумление. Кто и почему, по недомыслию или умышленно ввел в заблуждение вице премьера правительства по столь болезненному для нас вопросу? Как можно при наличии немалого штата помощников сделать столь безответственное публичное заявление!
Чего не захотела увидеть
зампред российского правительства
Вспомним, кто пришёл
Не многие уж и помнят, что сама реформа задумана чиновниками еще в 2011 году, а реально началась в 2016 году, когда была принята федеральная программа «Чистая страна» и ряд постановлений правительства РФ. И первым шагом в ее реализации стал жесткий запрет правительства на размещения свалок и хранение ТКО и ТБО на территории городов и поселений. Именно тогда по представлению прокуратуры Омский областной суд принял решение о закрытии городских Ленинской и Кировской свалок. А власти города срочно перенесли складирование мусора на Надеждинскую свалку в 10 км от города.
Реформа предусматривала достаточно сжатый по срокам переход к прогрессивному процессу переработки, утилизации и захоронению отходов на оборудованных полигонах, где все свалочные рассолы не попадают в почву, а газы не отравляют атмосферу. Эти технологии давно отработаны и широко применяются во многих странах мира.
Законодатель прописал процедуры трансформации отрасли в нормативных актах, и «процесс пошел». Однако в Омской области с приходом губернатора Александра Буркова и его команды он пошел в обратную сторону и к тому же, по многим признакам, криминально-коррупционным путем.
Трудно найти удобоваримое цензурное объяснение появлению у нас в качестве единого регионального оператора ООО «Магнит». Очевидно же, что концепция реформы предполагала в этой роли серьезного игрока, а еще более предпочтительней – нескольких, с наработанной репутацией, достаточными материальными и финансовыми ресурсами устойчивых предприятий. Ведь речь идет о создании и управлении целой отраслью.
Однако чиновники правительства области во главе с министром строительства и ЖКК Антоном Заевым при поддержке министра природных ресурсов и экологии Ильи Лобова и нынешнего вице-губернатора Дмитрия Ушакова так организовали конкурс, что победителем в нем стала фирма-однодневка из Новосибирска с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, с ограниченной лицензией на вид деятельности только по месту регистрации, с одним штатным работающим и долгами по налогам.
Гарантирующий платеж в 500 млн рублей за «Магнит» внесло некое екатеринбургское ЗАО «Экос». Конкурсной комиссии была якобы предоставлена банковская гарантия – по первоначальной информации в сумме 6 млрд рублей, затем в прессе сообщали о гарантии на 152 млн рублей, но сути это не меняет. Сразу же возникли сомнения относительно ее подлинности, ибо никакой нормальный банк не станет гарантом за подобную фирму. Одним словом, вся конкурсная процедура прошла в режиме каких-то мутных закулисных игр.
А где лицензия?
В том же духе пошло и дальше. «Магнит» в короткое время выдавил с рынка предпринимателей-омичей, которые ранее занимались перевозкой, переработкой и складированием мусора на свалках. И сам стал эксплуатировать свалки в черте города, закрытые по решению суда. Но судебные решения никто не отменял, их просто примитивно обошли. Кировскую свалку разделили на три участка, соорудили там временное строение, как бы для сортировки мусора, и чиновники заявили, что теперь это не Кировская свалка, а якобы совсем другие объекты. Закрытую Ленинскую свалку просто сдали в аренду. И теперь «Магнит» возит и складирует в городской черте все отходы, бойко докладывая широкой общественности об успехах мусорной реформы.
Правда, поначалу губернатор Александр Бурков и первые директора компании признавали, что у ООО «Магнит» нет необходимой лицензии. Потом все же ограниченная новосибирская лицензия от 24.03.2017 года была переоформлена, но и эта лицензия разрешает единственному оператору в Омской области: «сбор отходов 4 класса опасности, транспортирование отходов 2 класса опасности, транспортирование отходов 4 класса опасности, обработку отходов 4 класса опасности», бессрочно только в границах Кировской и Ленинской свалок!
Должностные лица неоднократно, публично заявляли, что на перевозку мусора лицензия не требуется, но на сей счет есть четкое предписание ФАС, разъясняющее нормы и требования Законов ФЗ №99–2011 г. и ФЗ №458–2014 г. Там черным по белому написано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации отходов 1 – 4 класса опасности, обязаны были до 01.07.2016 года получить соответствующую лицензию. Без нее такая деятельность не допускается и является незаконной. А сейчас какой на дворе год? И что по этому поводу думают чиновники местного подразделения ФАС РФ и природоохранная прокуратура?
Ни полигонов, ни переработки
Следующей нормой, которую законодатель заложил в концепцию реформы обращения с ТКО, является увеличение доли перерабатываемых и вовлекаемых во вторичный оборот отходов. Уже к 2024 году должно перерабатываться минимум 50 процентов ТКО. Все остальное, так называемые хвосты, могут храниться на временных площадках не более одиннадцати месяцев и затем размещаться на полигонах.
В Омской области не было и нет ни одного полигона. Но нашлась лазейка в требованиях законодателя и здесь. Как заявил зам. министра А. Сердюков, удалось «легализовать» 17 свалок в районах области, и сегодня их именуют полигонами. Но ведь если вы ишака назовете арабским скакуном, он им не станет. 17 свалок так и остались сельскими свалками. Кроме того, совсем скоро эта лазейка закроется. Приказом №303 Минприроды РФ разрешена временная эксплуатация этих объектов – до 31.12.2022 года. Учитывая, что по закону на Ленинскую и Кировскую свалки вообще давно уже не должно попадать ни одного килограмма мусора, с первого января 2023 года возить отходы будет просто некуда.
Генеральный директор ООО «Магнит» Карен Егоян в феврале нынешнего года с энтузиазмом поведал широкой общественности, сколько сотен и тысяч тонн металла, стекла, макулатуры, ветоши, пластика и т.д. было вовлечено во вторичный оборот в прошлом году. Картина получилась внушительная. Но если не полениться, взять калькулятор и сложить все озвученные цифры, то в общей сложности получится, что в предварительную переработку попало всего лишь 1,66 процента от объема образуемых отходов. То есть говорить, по сути, не о чем.
А им всё мало
А вот где «Магнит» действительно добился впечатляющих успехов, так это в формировании и увеличении денежных потоков. Первым делом монополист в разы увеличил тариф для горожан. За счет манипуляций с нормами накопления отходов, которые оказались у нас вдвое выше, нежели в других крупных городах СФО. При этом реально ничего не изменилось: как и раньше, более 90 процентов тарифа составляли транспортные услуги. Только обходиться они стали людям кратно дороже.
Не был забыт и бизнес. Если до появления монополиста предприниматели могли купить талоны по 600 рублей за тонну и вывезти мусор на свалку своим транспортом, то «Магнит» талоны упразднил, самостоятельный вывоз запретил, и перевозка тонны мусора в черте города у него стоит 8749 рублей. Причем мусор везут туда, куда с 2015 года запрещено решением Суда Омской области. Почувствуйте разницу и ощутите помощь бизнесу от омских чинуш сполна.
Но представители областного правительства не перестают нас удивлять. На состоявшейся в апреле пресс-конференции замминистра экологии и природных ресурсов области А. Сердюков сообщил журналистам, что в целом мусорная реформа идет хорошо, однако экономическое здоровье регионального оператора сильно ухудшилось. По итогам прошлого года «Магнит» получил миллиардные убытки. Кредиторская задолженность перед перевозчиками составил 4,7 млрд рублей, а дебиторская – всего лишь 1,8 млрд. Состояние, по сути, близкое к банкротству. А причина якобы заключается в том, что действующий тариф не покрывает издержек компании. Мало того, на заседании общественного совета при РЭК было озвучено, что в прошлом году из областного бюджета «Магниту» было перечислено 524 млн рублей! В нынешнем году запланировано еще 500 млн! Полагаю, что это не только просто недопустимо, но и незаконно. Кстати, даже этих денег, выделенных региональному оператору из областной казны, вполне хватило бы на строительство полноценного современного полигона.
Помнится, на старте реформы председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила, что данный проект сугубо коммерческий, что во всех агломерациях с численностью населения более 50 тысяч человек он является прибыльным. И это действительно так. Во всем мире. Омск не является исключением. До начала реформы операторы у нас не получали никаких дотаций, бюджетных льгот и очень даже неплохо жили. Прежние тарифы их вполне устраивали. Собственники приобрели и владеют огромными домами не только в местной Усть-Заостровке, но и в далекой Испании.
Но дышать легче не стало
Чтобы окончательно расставить все точки над i, предлагаю провести комплексную ревизию хозяйственно-финансовой деятельности нашего единого регионального оператора. На мой взгляд, используемая руководством ООО «Магнит» схема практически идентична схеме, которую использовали сотрудники и собственники в печально прославившемся АО «Омскгоргаз». Недавно московский суд дал правовую оценку их предпринимательской деятельности и назначил наказание владельцу Сергею Калинину в 16 лет лишения свободы, а руководителю РЭК К. Марченко 12 лет.
Только сотрудники этого газоснабжающего предприятия завысили тариф за счет искусственной аренды всего лишь на сумму чуть больше 2 млрд рублей, а вот «Магнит» и Ко – за счет искусственного накручивания стоимости и объема транспортных услуг по первому аукциону обобрали омичей на сумму 4 млрд 764 млн 738,016 тыс. рублей, а по аукциону, проведенному в ноябре 2021 года, намерены получить с нас еще 10,5 млрд рублей, да еще плюсом суммы, полученные из бюджетов, исчисляемые также миллиардами рублей. И 90% процентов этих денег якобы будет истрачено на перевозки мусора!
Если говорить о результатах реформы с точки зрения восприятия омичей, картина следующая. Дышать в мегаполисе легче не стало, поскольку весь мусор по-прежнему свозится на находящиеся в черте города свалки. Полигонов нет, о них что-то в последнее время даже говорить перестали. Справедливости ради надо отметить, что К. Егоян публично пообещал: «…передать городу в дар готовый пакет документов проектно-сметной документации по рекультивации Кировской и Ленинской свалок». Проект рекультивации за наши деньги и нам же в дар! Комментарии излишни.
Переработки, по сути, нет. Отходы с первого по третий класс опасности попадают в «хвосты». Конкуренция на этом рынке окончательно уничтожена. Промышленные отходы вообще непонятно куда исчезают, вероятно, испаряются сами собой. Деятельность ООО «Фултон» по утилизации медицинских отходов также, по-видимому, профанация и чистой воды жульничество. При этом из карманов населения и предпринимателей изымаются огромные деньги, которые затем исчезают в «черной дыре» криминально-коррупционной сферы страны.
На основании чего приезжавшая к нам зампред председателя федерального правительства Виктория Абрамченко построила свое заключение о лидерстве Омска в реализации серьезного национального проекта, остается загадкой. При строгой правовой оценке соблюдения требований законодательства России ее деятельность и деятельность ее помощников можно расценивать как халатность. Как минимум. С таким подходом к управлению государством, как у Абрамченко, мы провалим все наши национальные проекты. А экономику области губернаторские сотоварищи уже почти уничтожили.
Сергей МИЗЯ,
член общественного Совета при РЭК Омской области.