КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Мусор в законе

Помойкам дали официальный статус. Тариф повысили. Обещают светлое экологическое будущее

О, счастливчики!

Вселенский плач раздается из районов Омской области: помимо своего мусора, который годами копился на местных необорудованных, постоянно горящих и дымящих (особенно в теплое время года) и, по сути, незаконных свалках, к ним стали возить еще и мусор из города Омска. На эти же свалки. В ответ на возмущение жителей этих районов власти всех уровней и «мусорные бизнесмены» стали убеждать недовольных, что это все делается во имя их же блага. Мало того, именно те сельские районы, куда сейчас после официального закрытия Кировской и Ленинской свалок в городе Омске свозится городской мусор, попали в разряд избранных, «счастливчиков», как пояснил неразумным сельским жителям исполнительный директор компании «Магнит» Дмитрий Третьяков. Участь остальных районов, по его мнению, незавидна.

Однако их участь незавидна в будущем (хотя и настоящее не радует), а вот для тринадцати районов области, на чьи свалки уже начали или скоро начнут возить «чужой» (как будто им своего мало) мусор, эта участь, как говорится, наступила здесь и сейчас.

«Гениальный» выход из казалось бы безвыходного положения нашли высшие руководители нашего государства, наконец-то в полной мере осознав, что мусорная реформа в большинстве регионов страны началась без должной подготовки. А власти нашей области, в свое время не подготовив настоящие мусорные полигоны вместо допотопных свалок в Кировском и Ленинском округах Омска, хотя они были закрыты по решению суда еще в 2015 году, получив последний окрик сверху о недопустимости эксплуатации упомянутых свалок, перекинули бремя отходов на сельские районы, где такие же по уровню допотопности свалки. И взамен пообещали некоторое их облагораживание за счет федеральных средств. И радужное будущее через два года.

Как сообщается, с 1 января в перечень законных объектов размещения твердых коммунальных отходов внесены 13 сельских свалок, которые прежде считались нелегальными, а сегодня получили статус временных полигонов. Хотели еще больше. Но не получилось. Вот что ответил министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов на официальное обращение депутата Законодательного собрания области Андрея Алехина:

«В адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлены заявления по 33 Объектам Омской области.

В отношении Кировского и Ленинского мусорных полигонов получены отказы в выдаче заключений по использованию данных полигонов в связи с их расположением в границах установленной приаэродромной территории аэродрома «Омск» (Центральный), в которой выделена шестая подзона.

Заключения о возможности использования получены на 16 Объектов, расположенных на территории 16 муниципальных районов Омской области (Знаменского, Калачинского, Колосовского, Кормиловского, Марьяновского, Москаленского, Нижнеомского, Нововаршавского, Усть-Ишимского, Павлоградского, Саргатского, Седельниковского, Таврического, Тевризского, Черлакского и Шербакульского муниципальных районов Омской области).

В настоящее время в территориальную схему (в редакции от 23 октября 2020 года) включены 13 Объектов, планируется включение еще 3 объектов размещения ТКО...

Размещение ТКО на Объектах будет осуществляться только в течение 2 лет (в 2021 и в 2022 годах).

В настоящее время в отношении указанных Объектов осуществляется реализация двух масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих их обустройство и эксплуатацию с общим объемом финансирования 148,5 млн. рублей».

Предполагается, что полигоны (то бишь банальные свалки) обеспечат охраной, будет вестись учет поступающих отходов, предусмотрена и противопожарная профилактика. Каждому из временных «полигонов» назначат эксплуатирующую организацию.

Характерно, что так называемые Кировский и Ленинский полигоны не попали в список «счастливчиков» (о чем, видимо, горько сожалеют чиновники минприроды и руководители «Магнита») только потому, что расположены они в границах аэродрома. То есть не было бы рядом аэродрома, так и их бы легализовали. И не намека о том, что эти свалки зашкаливают по вредности для омичей и уже давно закрыты по решению суда и, выходит, что все последующие годы эксплуатировались незаконно. Ну не цинизм ли?

И вот еще одна совсем уж замечательная выдержка из ответа министра Лобова:

«Объекты могут использоваться для размещения ТКО без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I – IV классов опасности и без включения в государственный реестр объектов размещения отходов».

Напомним: тот же «Магнит» имеет лицензию только на транспортировку мусора 4­го класса опасности. Особо опасные отходы – первого и второго класса – требуют особой лицензии на работу с ними и вообще не должны попадать на обычные мусорные полигоны. По всем существующим законам. А теперь позволено?

Вот оно гениальное чиновничье решение! Не получилось работать по закону – возьмем да узаконим беззаконие! А на мнение граждан наплевать – они сами не понимают своего собственного счастья.

 

Мы виноваты уж тем,
что хочется им кушать

Вообще-то граждане нашей страны много чего не понимают. У многих создается впечатление, что за обещаниями светлого будущего, которое неизвестно когда наступит и наступит ли вообще, в настоящее время все «рулящие», начиная от президента и его друзей вверху и кончая местными деятелями внизу, имеют нас, извините за грубое выражение, в хвост и в гриву, убеждая, что это все для нашего же блага. Президент открещивается от помпезного дворца его имени, но почему-то охраняемого федеральной государственной службой охраны, в строительство которого в стране с полунищим населением кто-то то ли из его друзей, то ли прикрываясь его именем вложил всего лишь какую-то сотню миллиардов рублей. И при этом призывает весь мир к искоренению бедности во всем, извините, мире. Местные власти вкупе с ангажированными бизнесменами, оправдывая свою некомпетентность и трусость перед вышестоящим начальством, уверяют нас, что все ими творимое во имя нашего же блага. В крайнем случае – мол, не было другого выхода.

Выход был – сказать правду, что нельзя было ставить телегу впереди лошади. В частности, сначала нужно было подготовить те же современные мусорные полигоны, а уж потом начинать реформу. Но наши местные власти не посмели ослушаться вышестоящего начальства и начали то, что нельзя было начинать без подготовки. К слову, и время на подготовку было. Напомним, что две упомянутые омские свалки были закрыты по решению суда еще в 2015 году. Однако мусор туда возили и возили…

И вот началась реформа. Пришла мутная контора – «Магнит». В результате – какой-то немыслимый тариф для омичей на вывоз мусора. Возмущение людей и… ожидаемая омичами после многочисленных жалоб реакция властей. Бывший руководитель федеральной антимонопольной службы России Артемьев доложил президенту Путину о завышение тарифа в Омской области в два раза, по сравнению с соседними регионами. Президент сказал, что это возмутительно. И тариф (хоть и не в два раза) значительно снизили. Однако омичи радовались не долго. Случилось почти невероятное: омская РЭК вкупе с «Магнитом» доказала в суде, что первоначальный тариф был вполне себе обоснован. Такая вот фига президенту и ФАС…

И теперь омичи платят не только по этому «обоснованному» тарифу, но еще и должны возмещать ту сумму, которую они якобы недоплачивали после того, как по указанию Путина с Артемьевым тариф был снижен. И сумма эта – 1 миллиард 200 миллионов рублей. Именно столько задолжали бедные омичи единому региональному оператору ООО «Магнит». Ну а он не приминул воспользоваться узаконенным барышом – и увеличил тариф на вывоз мусора еще на 82 процента. Правда, это будет с середины следующего года. И правда то, что жители будут платить больше не на эти 82 процента, а в пределах установленного повышения на коммунальные услуги. А разницу «Магниту» будет выплачивать областной бюджет...

Хорошо устроился этот бизнес – и людей как бы пожалели, и себя не забыли. Но все же понимают, что областной бюджет – это наши же с вами, омичи, деньги?

 

Когда хвост виляет собакой

Во всей этой мусорной в прямом и переносном смысле истории многое, начиная от совершенно незаконных действий чиновников и ангажированных ими хозяйствующих субъектов и кончая их обещаниями о светлом экологическом будущем, вызывает не только вполне обоснованные сегодняшние возмущения, но и вопросы об этом самом будущем. Высокие тарифы сейчас и здесь – это данность. А что нам обещают омские «решальщики» на потом? Снижение тарифов! А с какого, извините, перепугу?

Вместо временных 13 или 16 свалок через два года в Омской области, как обещается, будут построены (!) три современных мусоросортировочных завода – в Омском, Таврическом и Тарском районах. А свалки в районах, на которые сейчас направляется мусор из города Омска, в перспективе (уже через два года) якобы будут рекультивированы и на их месте высадят чуть ли не цветники. (Поэтому они и попадают в разряд счастливчиков).

И нас убеждают, что эта деятельность приведет к понижению тарифов. Однако министр Лобов, отвечая депутату Алехину на заседании Законодательного собрания Омской области, как говорится, на голубом глазу «пояснил», что затраты на строительство этих современных мусорных заводов, плюс необходимых для их функционирования мусорных полигонов будут включены в мусорный тариф. Так о каком же понижении можно говорить?!

А самое примечательное, что эти якобы современные заводы будут обрабатывать только 50 процентов мусора, а остальные 50 процентов придется захоранивать. Это так называемые «хвосты». Это такие же хвосты, которые сейчас возятся с незаконных Кировской и Ленинской свалок после переработки на построенных там мусоросортировочных комплексах в «счастливые» сельские районы. И потом эти хвосты перейдут в три района, определенных по территориальной схеме размещения коммунальных отходов.

Причем многие эксперты эти цифры подвергают сомнению. То есть, по мнению специалистов, цифры обработки сильно преувеличены. К примеру, на том же мусороперерабатывающем комплексе в Кировском округе Омска обрабатывается всего лишь 10 процентов мусора. Или это «потолок» современной переработки, или это устаревшая технология? Тогда зачем же ее внедряли!?

А что в сухом остатке? Даже если выйдет 50 на 50 (что мало вероятно), как обещают чиновники. Пусть нашим потомкам достанется?!

А по­другому разве нельзя? Вот еще один вопрос, официально заданный депутатом Алехиным министру Лобову:

«Почему Омской области нет в программе консорциума РОСТЕХа, ВЭБа и РОСАТОМа по строительству мусоросжигательных заводов? Указанный консорциум уже строит пять современных мусоросжигательных заводов (четыре в Московской области и один в Казани) и планирует построить еще 25 заводов».

Ответ министра:

«В Министерство природных ресурсов и экологии Омской области предложения консорциума РОСТЕХа, ВЭБа и РОСАТОМа по строительству мусоросжигательных заводов на территории Омской области не поступали».

– Ответ министра меня, конечно, убил, – заявил Андрей Алехин. – Что значит «предложения от консорциума не поступали»? Это как? Консорциум готов построить в России 25 заводов. Требование одно – не менее 500 тысяч населения. Мы соответствуем. Почему мы туда не идем? Эти хвосты, которые сегодня везут в ту же Колосовку, – это же 440 километров туда и обратно. Вот тарифы и растут. Это же золотые получаются хвосты. Понятно, что ситуация вынужденная. Минприроды запретил Ленинскую и Кировскую свалки. Но я не поленился и съездил на одну из них – там как захоранивали раньше мусор, так и продолжают. Мусоровоз заезжает и сваливает мусор. А трактор его заравнивает. А нас убеждают о неизбежности хвостов. Отсюда вывод: кроме строительства современных, специально обращаю внимание – современных мусоросжигательных заводов – другой перспективы нет. Поэтому нам нужно обязательно попасть в эту программу...

То есть, по мнению Алехина, с нынешней политикой мы еще долго будем заложниками этих пресловутых хвостов. Пока они нас или уже наших потомков окончательно не доконают. Если мы кардинально не начнем решать мусорную проблему.

Алехина услышали?

Владимир ПОГОДИН.

 

 

Категория статьи