В субботу в Омске прошла акция протеста, организованная сторонниками Алексея Навального и не согласованная с органами власти, как того требует сегодняшнее «демократичное» законодательство)
Из-за чего всё началось
С точки зрения инициаторов, главным лозунгом акции должно было стать требование освобождения Навального – тот был арестован за нарушение правил поведения в период отбывания условного срока. В течение нескольких месяцев, еще до отравления, он пропускал время обязательных «отметок» в полиции – эта процедура обязательная для тех, кто осужден на условный срок. Вдобавок и после выписки из берлинской больницы Навальный не вернулся сразу же по месту прописки, а провел несколько месяцев за рубежом (умудрившись, заметим попутно, призвать Запад к новым санкциям против нашей страны). Сотрудники УФСИН потребовали применения к нему более серьезной меры пресечения (как это, кстати, и применялось в нашей стране уже около 15 000 раз в аналогичных случаях).
Подогрела настроения, конечно же, поднятая Западом шумиха, вплоть до размещения на сайте посольства США в Москве адресов и времени сбора демонстрантов. Да еще и невнятная и непоследовательная позиция властей, вводящая немалое число людей в недоумение (если Навальный вор, то почему он не в тюрьме?). Кроме того, причиной внезапно прорвавшихся протестных настроений стала усталость людей от непонятных для многих «пандемических» ограничений. Сегодня объявлена «незаконной» любая уличная активность. Даже одиночные пикеты извращенная полицейская логика трактует как массовые мероприятия?! Открыто и законно заявить о своем недовольстве, цивилизованно привлечь внимание властей к тем или иным проблемам – практически никакой возможности.
И за всем этим, подчеркнем, – усилившаяся напряженность в обществе. Многое, ох, многое неладно в нашем государстве.
Между тем полиции и судам не важно, чем вызван протест. Достаточно вспомнить, как потащили в суд мать одного из омских рабочих, «застрявшего» прошлой зимой в пораженном коронавирусом вахтовом поселке. Женщина всего лишь пришла просить помощи у губернатора, для привлечения внимания журналистов придав этому обращению форму одиночного пикета. Или вспомнить штраф, наложенный на сельскую учительницу, которая пыталась предотвратить закрытие школы в своей деревне. Или абсолютно несправедливое дело в отношении депутата Ивана Федина, который в день освобождения Омска от колчаковцев возложил цветы к Вечному огню и выступил там же перед своими помощниками…
Люди устали от того, что все запрещено. Несмотря на массированное давление со стороны властей, на Соборной площади в Омске собралось приблизительно три тысячи человек.
Как это было
Приглашения на шествие публиковались в социальных сетях. Это полиция расценила как «нарушения», и за несколько дней до акции состоялся суд над координатором штаба Навального в Омске Ольгой Картавцевой и пресс-секретарем Даниилом Чебыкиным – на них наложены штрафы. Сыграли свою роль и «предостережения», рассылаемые и полицией, и всевозможными провластными «активистами», изза чего многие, до этого знать не знавшие о предстоящем мероприятии, получили о нем информацию.
В субботу полиция задержала организаторов в тот момент, когда они выходили из своих квартир. Собравшиеся у остановки «Жемчужина» остались, так сказать, без видимого руководства. Большинство шло… на звук полицейских мегафонов.
«Стражи порядка» выстроились в цепь, преграждая движение в сторону проспекта Маркса, по которому по плану должно было пройти шествие. Начались задержания. По данным «ОВД-инфо», в Омске в автозаках оказалось 12 человек, хотя, может быть, реальное количество и больше. На мой прямой вопрос: «По какому принципу вы задерживаете?» – один из полицейских ответил мне: «По принципу буйности».
Так, задержали одного из участников, который поднял, словно флаг, синие трусы, нацепив их на удочку. (Надо сказать, что происходящие акции неповиновения во многом воспринимаются как некая буффонада. Одним из символов молодежного протеста сегодня стали именно синие трусы, с помощью которых якобы отравили Навального. В истории, кажется, такого еще не было).
Однако обострения не произошло. Выстроившиеся в цепь полицейские не пускали людей на проспект Маркса, а демонстранты пошли частью по улице Ленина, частью – через дворы. Впрочем, еще какая-то часть участников, замерзнув, отстала и направилась по домам.
Нужно отметить, полицейские после попытки задержать колонну на остановке «Жемчужина» не препятствовали движению. Видимо, до руководства дошло, что любые препятствия протестующие будут просто обходить, да и отличить участника шествия от просто прохожего нереально. Либо нужно полностью перекрывать оба моста через Омку, поставив колом весь транспорт в городе.
В районе Юбилейного моста отдельные группы слились в одну колонну. Возле храма на Соборной произошло еще несколько задержаний. В конце концов, полицейские выстроились вдоль проезжей части, протестующие – ближе к храму, и две шеренги принялись кричать друг на друга.
Полицейские вещали о незаконности массового мероприятия, участники акции кричали – «Путин – вор», «Отпускай» и «Мы здесь власть».
Уличная температура была порядка минус 30 градусов, так что долго это «стояние» продолжаться не могло. В начале пятого протестующие сами постепенно разошлись.
Что было
в других городах
В Омске акция, пожалуй, носила наиболее мирный характер по сравнению с другими городами.
Сейчас используется новый метод оценки массовости акции – в процентах от числа взрослых жителей того или иного населенного пункта. Для областных центров Сибири эксперты определяют этот коэффициент как 0,3–0,4%. Примерно таким он был и в Омске. Для Москвы дается цифра 0,1%. То есть акция, собравшая участников больше обычного, массовой не стала, что признают сами организаторы. Навальный не тот повод для народа.
А вот количество задержаний и составленных протоколов беспрецедентно. Всего в России, по данным «ОВД-инфо», задержано 2250 человек. Из них 855 в Москве и 327 в Санкт-Петербурге.
Наименее разумно полиция действовала во Владивостоке, Новосибирске и Хабаровске. Немотивированная жестокость в отношении протестующих не самый лучший способ удержать ситуацию под контролем.
В Якутске люди вышли на акцию в пятидесятиградусный мороз. Из 300 участников 30 задержаны.
В Москве происходили стычки с ОМОНом, пострадали полицейские и несколько журналистов.
Возбуждено восемь уголовных дел «о призывах к массовым беспорядкам», «о вовлечении несовершеннолетних в совершение противоправных действий», «о применении насилия к сотрудникам правоохранительных органов».
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.