В 2005 году ордена Трудового Красного Знамени Омскому заводу подъемных машин исполнилось 50 лет! И моя трудовая биография на протяжении 20 лет была связана с этим оборонным предприятием, ныне уже почившим в бозе. Я был хорошо знаком со всеми девятью директорами завода, но самым талантливым, на мой взгляд, руководителем (с 1968 по 1976 гг.) считаю Лазаренко Михаила Михайловича.
Он родом с Украины. Был седьмым ребенком в семье. Отец был печником, в 1904 году руководил кружком социал-демократов, подвергался обыску жандармерией. Миша рос любознательным, учился в школе на «похвальные грамоты», изучал немецкий и испанский языки, проявлял большие способности в математике.
Нападение Германии на СССР застало его в шестнадцатилетнем возрасте. Здание школы, в котором предстояло учиться в 10-м классе, было разрушено бомбежкой, и аттестат зрелости получил, сдав экзамены экстерном, в эвакуации – в г. Челябинске. Там работал без выходных по 12 часов лекальщиком на заводе, выпускавшем «катюши», за что был награжден первой медалью (из десяти последующих).
После разгрома фашистов под Сталинградом Миша со студентами-первокурсниками Сталинградского механического института (по призыву комсомола) жил в палаточном городке, где перед воротами висела табличка: «Подарок от госпожи миссис Черчилль» – они участвовали в восстановлении города и промпредприятий. В ноябре 1944-го переводится в Харьковский авиационный институт, по окончании которого с дипломом инженера-механика по авиастроению в 1949-м прибывает на Омский авиазавод (ныне объединение «Полет»).
Начинается освоение первого в стране двухмоторного реактивного бомбардировщика ИЛ-28. Стремительная карьера: начальник БЦК, зам. начальника цеха и начальник цеха крупностапельной оснастки (пригодился опыт лекальщика). И вдруг крутое пике: по призыву партии на подъем сельского хозяйства – три года возглавляет Тавричанскую МТС, обслуживающую 9 хозяйств, избирается членом бюро райкома КПСС. В 1956 году участвует во Всесоюзном совещании передовиков сельского хозяйства… Вскоре следует назначение на должность начальника сборочного цеха межконтинентальных ракет, встреча и беседа с Л.И. Брежневым, когда тот посетил завод. По техническим регламентам каждое 20-е изделие, начиненное телеметрией (полётное задание), с Байконура запускалось на Камчатку. Там серьезная военная комиссия смотрела: попал ли головной макет в заданный квадрат, после чего принималась вся партия.
Не обошлось без приключений. Одно из них запомнилось и вызывает улыбку: приходит на имя директора завода «шифрограмма» с космодрома: «Татьяна Михайловна Лазаренко скоропостижно скончалась тчк срочно шлите спецов из клиники тчк». Так, «Татьяной» именовалась телеметрия изделия.
После восьми лет в должности начальника сборочного цеха и трех лет заместителя директора завода по экономике, руководство Министерства общего машиностроения СССР назначает Лазаренко директором Омского завода подъемных машин. Когда, подъезжая к ОЗПМ на рейсовом автобусе, кондуктор объявляла: «Остановка «Комбайно-сборочный завод», нередко от пассажиров можно было услышать: «Знаем, знаем, какие тут комбайны собирают!»
В рамках этой статьи невозможно рассказать обо всех нововведениях и внедренных комплексных мероприятиях в производственные циклы, решении финансовых и бытовых вопросов, в результате которых буквально за два года выпуск готовых изделий вошел в график и коллектив завода награждается Красным Знаменем за победу в соцсоревновании предприятий отрасли.
МНОГОЛЕТНЕЕ перенапряжение моральных и физических сил, колоссальная ответственность за порученное дело и, как итог, предынфарктное состояние надолго уложило Михаила Михайловича на больничную кровать, что послужило причиной подачи заявления об увольнении. Из предложенных министерством вариантов трудоустройства Михаил Михайлович выбирает завод на Украине в г. Павлоград. Получает назначение на «легкий труд» – зам. главного инженера по подготовке производства. С его-то опытом работы задачи оказались простыми, и коллеги прочили ему должность директора завода. Но он отказался, продолжая работать на пенсии инженером в НИИ при заводе, выпускавшем ракеты «Сатана», попавшие позднее под ликвидацию, согласно подписанному договору с США о разоружении... И как апофеоз трудовой деятельности – преподавание в течение трех лет в школе черчения, рисования, истории древнего мира. Затем переезд в г. Запорожье, поближе к семье сына.
Простые садово-огородные радости, внуки и любимое занятие – сочинение стихов о пережитом, событиях, участником или свидетелем которых был – не для печати, а так, для себя и друзей. Много у него оригинальных стихов посвящено библейским сюжетам и даже астрологическим названиям: быка, собаки, крысы и прочим зверушкам. «А вот Года Человека почему-то в гороскопе нет», – сетует мой герой в одном из своих стихов. Привожу некоторые фрагменты:
«Сколько уже веков на свете
Живет человек на нашей планете.
А Года своего не заимел.
Ужель в этом деле он так несмел?
Быть может, его люди не заслужили?
Лишь потому, что неправильно жили?
Почему свое умение
Тратят на вооружение?
Миром правят эксплуататоры,
Рвачи, богачи, прихватизаторы.
Все, что трудом своим создал народ,
Все утащили в свой огород,
Жулье, богачей отдать бы под суд.
За подлости пусть наказанье несут.
Послать бы хапуг на лесоповал.
В шахты спустить… Руду, уголь копать...
И верю: придет справедливый век,
Его своим назовет человек!»
Автор этих бесхитростных строк Омску отдал 27 лет. Есть в нашем городе монумент «Труженикам тыла». Среди тех, в честь кого он воздвигнут, герой моего рассказа.
Он из тех, кто заменил у станков ушедших на фронт. Он из тех, кого война рано сделала взрослым, когда «...у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей...». В Сибири и на Урале такие люди ковали нашу Великую Победу!
НЕДАВНО я созвонился с Михаилом Михайловичем, рассказал о мемориале в парке 30-летия ВЛКСМ. И вот что он мне поведал: «У нас, в Незалежной, ставят памятники «Голодомору», обвиняя в преднамеренном геноциде украинского народа «москалей», хотя голод был в Поволжье, Южном Урале и Сибири. Перекрашивают «черные» исторические события «белой» краской, при этом снося обелиски героям».
А вот выдержка из декабрьского письма Михаила Михайловича: «Из нашей семьи ушли на фронт семь близких родственников: три старших брата, два брата отца, два мужа старших сестер. Трое не вернулись с полей сражений. Мне исполнилось 95 лет со дня рождения! Вот и получается, что «живу я на земле долго – за себя и за того парня...» Передаю привет коллегам, с кем судьба свела вместе работать. Наилучшие пожелания всем омичам в новом 2021 году!»
Валерий ПОПОВ,
заслуженный строитель РФ.