7 ноября вступили в силу поправки, внесенные в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса, которые изменяют порядок снижения платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований.
Что же нового?
Россияне и раньше регулярно сталкивались с некачественно оказанными услугами ЖКХ. Но ресурсоснабжающим организациям штрафы начислялись крайне редко. По этой причине они лишались материальных стимулов качественно делать свою работу. Чаще всего неудовлетворительное качество услуг связано с отсутствием у таких организаций денег, необходимых для ремонта и модернизации. В этом случае выписанный ресурсоснабжающим организациям штраф только усугублял финансовое положение предприятий. Кроме того, прежняя версия Жилищного кодекса предусматривала перерасчет только в том случае, если допускался долгий перерыв в предоставлении услуги. Что теперь? Штрафы отменены. А плата будет снижена, если коммунальщики нарушили качество своей работы. В таком случае определен перерасчет платы.
Пересчитывать сумму платежей будет тот, кто предоставил коммунальные услуги: управляющая компания (УК), товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищный кооператив, ресурсоснабжающая организация (РСО) или региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (если жильцы заключили с ними прямой договор). Как поясняет глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, перерасчет будет производиться в счет будущих платежей потребителя.
Также поправками уточнен порядок действий в том случае, когда качество услуги пострадало не из-за действий ресурсоснабжающей организации, а из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей компанией. Например, вода стала грязной уже после попадания во внутридомовые системы, что может свидетельствовать об их плохом содержании управляющей компанией. В этом случае перерасчет платы будет делать поставщик воды, но виновная управляющая компания затем должна возместить ресурсоснабжающей организации понесенные убытки.
Как добиться перерасчёта платы?
Нормативы, которым должны отвечать вода, электроэнергия, тепло, газ и другие услуги, указаны в постановлении правительства №354 от 06.05.2011 г. В этом же документе указан порядок действий, если услуги ЖКХ отличаются от норм.
Если вдруг батареи зимой остыли или из крана течет ржавая вода, или случилось другое нарушение в предоставлении услуг ЖКХ, нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Это можно сделать письменно или устно, например, по телефону. Вы должны убедиться, что диспетчер зарегистрировал ваше обращение и присвоил ему номер, указав время заявки, так как с этого момента начинается отсчет периода предоставления некачественной услуги. Лучше узнать фамилию сотрудника, принявшего вызов. Бывает, что УК не фиксируют обращение, поэтому надо требовать, чтоб заявка была внесена в журнал.
Если диспетчер и УК не знают причину нарушения или сбоя, они должны провести проверку. Диспетчер должен сразу же согласовать время с жильцом: не позднее двух часов после обращения (если заявитель не выберет другое время или день). После проверки УК должна составить акт, в котором указываются выявленные нарушения или их отсутствие. Один экземпляр получает потребитель.
Если собственник не согласен с результатом проверки или УК вовсе отказывается ее проводить, можно составить акт о нарушениях, пригласив в качестве свидетелей председателя ТСЖ и двоих соседей.
Можно также сделать фотографии, например, неубранного подъезда. Если необходимы точные замеры, например, чтобы зафиксировать сбои давления воды и газа, можно привлечь независимую экспертную компанию. В этом случае следует уведомить управляющую компанию о том, что будет проведена независимая экспертиза, иначе ее результаты можно будет оспорить в суде.
Имея на руках акт проверки или заключение эксперта, потребитель некачественной услуги может обратиться в управляющую компанию с заявлением о перерасчете платежей. Если УК отказывается снизить плату, можно привлечь жилищную инспекцию или подать иск в суд.
В общем, можно сделать вывод: закон есть, и в нем прописаны ваши права, но понятно, что выдержать битву за справедливое снижение оплаты некачественных услуг может далеко не каждый. Нужно иметь крепкое здоровье, железные нервы и массу свободного времени.