Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли опять пригрозил миру катастрофой. Опять – потому что он регулярно делает такие заявления. Положение обязывает. В этот раз он предположил, что в 2021-м году голод охватит более 30 стран, жертвами станут 270 миллионов человек, ежедневно будут умирать от голода 300 тысяч. Обосновывает необходимость выделения денег своей организации. Это нормально.
Впадать в панику преждевременно. Однако относиться к прогнозам Бизли как к дежурному алармизму тоже не стоит. Во-первых, голод уже существует. В 2020 году к осени от голода умерли более 7 млн человек. Более 800 миллионов не имеют доступа к достаточному количеству качественной пищи. Около 2 миллиардов в зоне риска (при этом более 2 миллиардов на планете страдают от избыточного веса). Во-вторых, факторы, приводящие к массовому голоду никуда не исчезают, а, напротив, умножаются. В числе причин голода называют перенаселение, военные конфликты, вынужденную миграцию, экологические катастрофы, экономические кризисы. А в этом году добавилась ещё и пандемия. Голод стоит на пороге и стучится в двери миллионов людей.
А в Америке ещё с апреля фермеры уничтожают свою продукцию: выливают на землю молоко, зарывают и впахивают в почву овощи. Потому что из-за пандемии упал спрос, снизился объём заказов от кафе и ресторанов. Такова логика капитализма. Казалось бы, надо просто отвезти продукты голодающим и раздать их бесплатно. Но доставить картошку в Африку, складировать её, обеспечить раздачу нуждающимся – гораздо дороже, чем уничтожить. А если раздавать бесплатно где-то поближе, то это обрушит цены, «рынок» пострадает. А рынок – это святое. Люди могут умирать от голода, но рынок надо спасти.
Суть в том, что еды на планете производится достаточно много. Всем бы хватило. Проблема не в еде и не в планете. Проблема в капитализме и в недалёком менеджменте ресурсов. Опасность голода необходимо устранять, двигаясь двумя параллельными путями: планированием производства и распределения продуктов питания, а также стимулированием автономного обеспечения пищей стран, регионов и даже домохозяйств.
Вопрос будущих голодоморов стоит так: что нам важнее? Деньги, рынок, капитализм? Или люди, планета, пища? В конечном итоге, даже бумажные деньги нельзя есть. Не говоря уж про электронные.
Герман Садулаев, газета «Взгляд».