Наш корреспондент побывала на суде по делу депутата Омского горсовета Ивана Федина, которого обвиняют в организации несанкционированного пикета.
Полное ощущение какого-то театра абсурда, причем все актеры осознают идиотизм ситуации, но не могут вырваться из навязанных им ролей. В первую очередь это относится к сотрудникам полиции.
Напомню: 14 ноября, в 101ю годовщину освобождения Омска от колчаковцев, комсомольцы и молодые коммунисты возложили цветы к Вечному огню в сквере Борцов Революции. Кроме того, съемочная группа телеканала «Обком ТВ» делала запись сюжета об этой памятной дате. Я тоже готовила репортаж по этому поводу и о том, что даже сейчас, более чем через 100 лет, омичи чтут память большевиков-подпольщиков и красноармейцев-освободителей. И возложение цветов, и подготовка телесюжета не требуют согласования в администрации. Они вообще никак не регламентируются Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» потому, что не являются публичными мероприятиями.
Проблема же возникла из-за того, что изначально обком КПРФ планировал провести 14 ноября массовый пикет. В мэрии его не согласовали по формальным причинам, поэтому организаторами было решено пикет не проводить. Но в администрации города с какого-то перепуга решили, что пикет все же состоится, и отправили в полицию бумагу с требованием «пресечь несанкционированное массовое мероприятие».
И вот дальше начался тот абсурд, в котором сейчас мучительно пытается разобраться Куйбышевский районный суд.
В сквер Борцов Революции к указанному в отмененной заявке времени начали стягиваться полицейские силы. Во время заседания суда сотрудникам полиции задавали вопросы по поводу того, сколько все же было их коллег в сквере. Так как полицейские были из разных отделов (и участковые, и ППС, и даже зачем-то ГИБДД и, кажется, из уголовного розыска), то все они путались в показаниях. Но «на круг» выходило, что там был добрый десяток «стражей порядка». И каждый из них был «накачан» руководством воспринимать всех оказавшихся в указанное время в сквере «участниками несанкционированной массовой акции».
Конечно, многое зависело от уровня образования и, главное, установок, данных руководством каждому конкретному полицейскому. Так, капитан Латышевский из 9-го отдела полиции Омска и 14 ноября, и на суде продемонстрировал, что понимает разницу между «пикетом» и «возложением цветов». Именно благодаря его разумному поведению ребятам удалось возложить цветы и поговорить об историческом событии. Не стал он «пресекать» и такое действие, как интервью, которое давал депутат Омского горсовета Иван Федин журналисту телеканала «Обком ТВ». И на суде капитан Латышевский четко сказал, что был не против возложения цветов. Видимо, капитан Латышевский – неплохой юрист. И знает, что ни возложение цветов к памятникам (как в одиночку, так и коллективно), ни дача интервью на фоне Вечного огня не являются правонарушениями.
Однако, к сожалению, далеко не все офицеры полиции хорошо учились. Или же в недрах наших «органов охраны правопорядка» появился какой-то политический «заказ», цель которого – пресечь любую уличную активность КПРФ. В результате «свидетелям» от полиции на суде приходилось буквально выворачиваться наизнанку, чтобы доказать, что действие, происходившее в сквере Борцов революции, являлось именно пикетом. В общем, как в том анекдоте: «Сказал командир, что бурундук – птичка, так ищи крылышки». И ведь искали!
Например, вот дословная расшифровка реплик заместителя начальника УВД по г. Омску по охране общественного порядка подполковника Бабаевой:
– Пикетирование?
– Пикетирование – это публичное мероприятие с целью выражения каких-либо мнений… В связи с тем что участниками публичного мероприятия использовались средства наглядной агитации, а также высказывались свои мнения по отношению к историческим событиям, а также к ситуации в целом вокруг, я считаю, что это было публичное мероприятие в форме пикета…
– Наглядная агитация какая использовалась?
– Флаг с надписью «Вся власть Советам», «27 дивизия РККА», «РСФСР» на флаге было написано… Кроме того, участники… часть участников были одеты в куртки красного цвета с символикой тоже «серп и молот», флажки были в руках… если мне память не изменяет, то тоже серп и молот были на флажках, цветы в руках…
При этом госпожа подполковник благополучно перепутала «публичное» и «массовое» мероприятие. Есть множество видов массовых мероприятий, к которым ФЗ №54 не имеет никакого отношения (от школьных линеек до свадеб и от спортивных соревнований до молодежных флэш-мобов). Отличие «публичного» от «массового» мероприятия в том, что «публичное» предполагает предварительную агитацию, обращенную к потенциальным участникам. Но главное: «публичные» мероприятия – они про сегодняшний день и отношение к сегодняшней жизни. А «массовое» мероприятие может быть и про прошлое, и про будущее, и вообще про параллельный мир.
В данном случае никакой агитации, никаких приглашений в сквер Борцов революции нигде, ни на одном информационном ресурсе Омского обкома КПРФ не размещалось, а поводом для действия были события более чем столетней давности. Конечно, сейчас, в условиях пандемии, проведение массовых мероприятий ограничено по численности. Однако даже вместе с сотрудниками полиции в сквере одновременно не находилось более 30 человек.
А вот потом, после того как действие свершилось, информацию о прошедшем массовом мероприятии любые СМИ имеют право доносить до своих читателей и зрителей в какой угодно форме…
Однако госпоже подполковнику велели «искать крылышки» – вот она и ищет. Заранее уверена, что в сквере должно проходить именно «публичное» мероприятие – и именно пикет. Ведь так начальник сказал.
(Интересно, если бы в то же время к Вечному огню подъехал свадебный кортеж и молодожены, возложив цветы, стали бы фотографироваться, их бы тоже записали в «пикетчики»? А ведь в Омске есть традиция возлагать во время свадебной поездки по городу цветы именно к этому Вечному огню…А что? Наглядная агитация в форме ленточек и шариков на свадебном кортеже есть. Цветы в руках молодожены держат. И даже, наверно, актом возложения их к Вечному огню выражают свое мнение… какое-то… например, что молодые любят друг друга, помнят предков и хотят крепкой семьи. И плакаты могут быть: «Совет да любовь!», например).
В общем, абсурд нашей жизни становится все гуще и гуще. Такое впечатление, что у полиции существует разнарядка: регулярно наказывать за что-нибудь какое-то количество граждан. За что – не важно. И даже если граждане вообще ничего не нарушают – придумывать, за что наказать, и наказывать. Типа – чтобы не скучали…
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.
Ситуацию прокомментировал депутат Государственной думы РФ Александр КРАВЕЦ:
– Техническую накладку полиция превращает в «процесс века», вроде поджога рейхстага. С моей точки зрения, лучше бы в руководстве полиции подумали о том, сколько времени и сил их сотрудники тратят на «пресечение» события, вообще не представляющего общественной опасности. Возложение цветов – это не закладка наркотиков. Вокруг столько бед, но почему-то силы полиции неизменно стягиваются туда, где появляется красный флаг. Красный флаг с серпом и молотом – главная угроза. Похоже, власти действительно считают, что «красная» угроза для них опаснее, чем все уголовники и наркоторговцы вместе взятые.