Николай Погодин – советский журналист, писатель и драматург. Прославился работой над фильмами «Человек с ружьем» и «Кубанские казаки», ставших классикой отечественного кинематографа. Погодин родился 16 ноября 1900 г. в Донецкой области в крестьянской семье. В трудовую жизнь вступил с юных лет, испробовав множество разных работ – от посыльного в магазине до экспедитора в газете. Систематического образования не получил, о чем сожалел, уже будучи профессиональным литератором.
Погодин работал разъездным корреспондентом в газете «Молот», затем в «Правде» в качестве корреспондента-очеркиста и фельетониста. Он много ездил по заводам, новостройкам, деревням. В результате этих поездок им написан ряд очерков и рассказов.
Ранние пьесы Погодина при всей их наивности и несовершенстве оставили заметный след в истории драматургии. Причина этого – не только их тематическая новизна, закрепившая за их автором место родоначальника «производственной пьесы». Успеху способствовал и особого качества погодинский юмор, подчас грубоватый, но вполне органичный и по-своему «утепляющий» сугубо производственную атмосферу, в которой живут и действуют герои.
Вкладом в решение ленинской темы на советском экране и сцене стала созданная Погодиным трилогия о Ленине: «Человек с ружьем» (1937), «Кремлевские куранты» (1939), «Третья, патетическая» (1956). Задачей автора было максимальное человеческое освещение образа вождя, создание обаятельного, сердечного героя, принимающего близко к сердцу все беды простого человека. Трилогия о Ленине обрела богатую сценическую историю, начиная со знаменитого спектакля Театра им. Е. Вахтангова «Человек с ружьем» (1937, реж. Р. Н. Симонов). Она получила широкое общественное признание и была отмечена Ленинской премией по литературе (1959).
Последнее десятилетие в жизни Погодина совпало с периодом общественной «оттепели», пробудившей в нем новые творческие силы – он написал несколько новых пьес, театры брали и его старые пьесы и ставили их с новым прочтением. В эти же годы Погодин, уже признанный мастер драматургии, активно участвовал в воспитании литературной смены, редактировал журнал «Театр»; в издательстве «Искусство» вышло его 5-томное собрание сочинений.
В последние годы своей жизни Погодин работал над трагедией «Альберт Эйнштейн», но не успел ее завершить. Пьеса была дописана А. Волгарем и опубликована в журнале «Театр» (1968. № 8).