![ант4](/sites/default/files/media1/sovkalendar/%D0%92%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA/%D0%B0%D0%BD%D1%824.jpg)
26 ноября 1925 года летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский поднял в воздух легендарную машину АНТ-4. Первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик был построен в Советском Союзе. Его разработчиком выступил выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев.
Сначала заказ на разработку бомбардировщика хотели отдать британской фирме «Handley Page Aircraft Company», но англичане запросили полмиллиона рублей и полтора года на проектирование. Заказчика это не устроило, решили делать у себя. Заказ передали в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Туполев сказал, что уменьшит цену и сроки производства от заявленных англичанами. Так и вышло, бомбардировщик разработали и собрали всего за 9 месяцев и 200 тысяч рублей.
После госиспытаний и проведенных доработок, в которых учли требования военных, в 1929 году АНТ-4 (ТБ-1) был запущен в серийное производство, за 4,5 года выпустили 216 самолетов, из них 66 – в поплавковой модификации для авиации ВМФ.
С полным вооружением – тремя спарками пулеметов Дегтярева и тонной бомб самолет развивал скорость 184 километра в час, набирал высоту 4830 метра, практическая дальность полета составляла 1000 километров. Летчики с одобрением встретили новую машину, на всех режимах полета она была устойчива.
Среди рекордов АНТ-4: перелет в Америку по маршруту Москва-Нью-Йорк в августе 1929 года и многие другие рекордные перелеты, спасение челюскинцев в марте 1934 года, участие в проекте «Звено», это когда бомбардировщик выступал авианосцем для размещения на его крыльях (или под ними) истребителей.
Высокие качества АНТ-4 были признаны зарубежными конструкторами. Монопланная схема, как наилучшая с точки зрения аэродинамики, стала преобладающей в тяжелой авиации мира.
Этот бомбардировщик послужил прототипом для многих последующих многомоторных самолетов ОКБ Туполева, с появлением этого самолета началось становление стратегической авиации в нашей стране.