Что будет с госказной в следующем году? Правительство РФ уже внесло в Госдуму проект бюджета на 2021 год. По предварительным данным, дефицит составит почти три триллиона рублей. Для сравнения – бюджет 2020 года был с профицитом в один триллион рублей. О том, как эта арифметика отразится на жизни простых россиян, из каких источников будут восполнять дефицит, рассказывает депутат Государственной Думы Александр Алексеевич Кравец.
– У меня складывается впечатление, что для большинства наших граждан все эти разговоры про бюджет – это что-то такое абстрактное, далекое, непонятное и не имеющее к ним никакого отношения. Между тем это тот документ, от которого зависит жизнь, здоровье, образование и многое другое, что касается каждого человека…
– …бюджет ведь еще и показатель мощи государства.
– Совершенно верно. А также проблем, которые есть в обществе. Бюджет – это результат экономической и социальной политики, которую проводят государство, президент и правящий класс. Так вот бюджет следующего года – это бюджет застоя и стагнации. То есть ждать улучшения экономической ситуации в стране и в карманах простых россиян не стоит. Помимо прочего, это будет особый бюджет.
– После такого года, как нынешний, никто не ждет хорошего в ближайшем будущем. Во всем мире спад экономики в связи с пандемией. Судя по тому, что мы слышим от кремлевских пропагандистов, – в России еще не самые большие проблемы по сравнению со многими странами.
– Но мы же размышляем над перспективами для нашей страны? Так вот, несмотря на то что у России в данный момент не самый бледный вид на фоне всеобщего кризиса, какого-то развития ее экономики в ближайшем будущем ждать не приходится. Впрочем, бюджеты прошлых лет и без коронавируса не давали стране больших возможностей. Каждый год явно не хватало денег для подъема экономики. Валовый внутренний продукт уже десяток лет будто застыл. И каждый год власти сетовали на какой-нибудь кризис.
Вот заявлен главный лозунг отечественной экономики в следующем году: «исполняем все социальные обязательства». Это означает только то, что крайний минимум государство все-таки гарантирует. Но оживления, той прибавки в темпах роста, что мы ожидаем, – не будет. Прокормиться бы!
– То есть расходы на пенсии и пособия предусматриваются в том же объеме, что и в этом году?
– Да, но в этом только и содержится хорошая новость. Плохая новость в том, что индексировать их в связи с инфляцией не планируют. Так же, как и МРОТ (официальный минимальный размер оплаты труда), от уровня которого «пляшут» все выплаты и пособия. МРОТ в России – вообще курам на смех. Это вовсе не размер оплаты труда! На самом деле это показатель уровня нищеты, потому что работающий человек, да еще имеющий профессиональное образование, не может иметь подобный (и ниже этого) уровень зарплаты! В разных странах Европы МРОТ находится на фантастической для нас высоте: 35, 50, 60, 90 тысяч рублей в месяц (в пересчете на наши деньги). У нас же – 12 тысяч с копейками. И эта сумма – не выдуманные для статистики цифры, это реальная зарплата, которую получают миллионы россиян!? Хуже – только в бывших союзных республиках. Вот этот показатель – 12 тысяч – черта бедности в России. А за ней находятся порядка 20 миллионов людей, тех, чей ежемесячный доход еще меньше минимальной цифры. Повторяю, индексация МРОТ в бюджете не заложена, поэтому ожидаемо увеличение количество бедных в нашей стране.
– А какие перспективы в следующем году у национальных программ, о которых так ярко заявил президент Путин? «Жилье», «Дороги», «Демография», «Экология» и прочие?
– В связи с кризисом часть национальных программ будет «заморожена», а часть сокращена по объемам исполнения. Программы рассчитаны до 2024 года, в аккурат к президентским выборам. Но часть программ уже переориентирована на… 2030 год. Сельскому хозяйству придется «затянуть пояса» еще туже: вместо планируемых 130 миллиардов рублей, этой отрасли пока отвели всего 36 миллиардов. Цифра, конечно, после обсуждений и проработки может несколько увеличиться, но пока обозначен вот такой минимум. Грустная картина также и в образовании, природопользовании и по другим бюджетным статьям.
– Почему вы назвали бюджет следующего года особым?
– Потому что в 2021 году должны состояться очень значимые выборы в Государственную думу, Федеральное собрание. В Омской области пройдут выборы в Законодательное собрание. Фон, на котором они будут проходить, очень важен для власти, напрягает ее, потому что денег особо нет, а народ задобрить надо. Чтобы получить конституционное большинство в парламентах всех уровней.
– А какая прогнозируется инфляция?
– Пока заявляют, что инфляция будет в районе четырех процентов. Тот, кто разбирается в экономике и умеет анализировать, понимает: цены в магазинах зависят не от официальной цифры инфляции, а от того, на сколько падает рубль. Потому-то реальные скачки цен на товары составляют и 10, и 20,и 50 процентов. Как Центробанк будет сдерживать падение рубля? На сколько у государства хватит денег? Вопросы открытые. Ясно одно – рост цен и тарифов продолжится, а значит, население будет нищать и дальше.
– Как в таких условиях партия власти будет продвигать своих кандидатов на выборах в Думу?
– Как всегда – с помощью административного ресурса. Ну и, конечно, подкинет каких-нибудь «плюшек». Могу предположить, что где-нибудь весной, ближе к выборам, власть выступит благодетелем: мол, мы, «Единая Россия», приняли такие-то законы, приятные для народа, которые президент одобрил и подписал; а вы, наш уважаемый народ, проголосуйте за нас и улучшение увидите уже в сентябре. Этот «ход» поможет им привлечь на свои позиции какую-то часть электората.
– Получается, что народу дадут короткий вздох, но только из-за выборов?
– Ты мне, я тебе – это и есть оскал капитализма. Власти, правящий класс ведь как рассуждают: народ и так как-нибудь проживет. Кредиты, своя картошка… Голод, короче говоря, не грозит. Ну, а чтобы россияне совсем не загрустили, мы им чего-нибудь подкинем. А там дальше – «война план покажет», до президентских выборов 2024 года. Так вот и живем. Выживаем.
Следующий год особым будет еще и потому, что исполнится 30 лет, как в России произошла контрреволюция, поменялся государственный строй с социализма на капитализм. Три десятка лет – это весомый срок, чтобы сравнить и проанализировать, что приобрели и сколько потеряли. И это отдельный, большой и интересный разговор.
И повод к размышлению – для каждого.
Юлия БОГДАНОВА.