В газете «Красный Путь» в №20 за 27 мая опубликована статья Александра Самсонова из «Военного обозрения» «Почему Хрущев уничтожил сталинские артели».
Я был свидетелем этого уничтожения. Свою трудовую деятельность я начинал в «Марьяновской промартели» в 1959 году. Марьяновская промартель в то время – многоотраслевое, довольно крупное в масштабе поселка предприятие. В ее составе было два швейных цеха, работавшие в две смены; два обувных цеха; цех валяной обуви и цех по пошиву и ремонту обуви; цех мягкой кровли, пилорама, столярный цех, фотография, часовая мастерская, парикмахерская на два зала. Имелся автотранспорт: две грузовые и легковой автомобили. Еще была лошадь для подвоза к цехам различных грузов. Промартель имела два филиала: швейные и обувные мастерские в поселках Москаленский и Конезаводской.
В швейном цехе массового пошива шили ватные куртки, а с 1961 года – одежду для детей ясельного возраста: распашонки, ползунки, пеленки, чепчики. Швейные изделия сдавали на оптовые базы города Омска. Цех валяной обуви изготовлял валенки из давальческой шерсти. Цех по пошиву и ремонту обуви работал по заказам населения. Цех мягкой кровли изготовлял покрытия для крыш домов.
Марьяновская промартель вела свое начало от артели инвалидов имени 1 Мая, которая работала с 1929 года. В системе Марьяновской промартели работало свыше ста человек. Председателем правления был Ешуков Иван Иванович, техноруком – Прощенков Иван Васильевич, плановиком – Миллер Андрей Егорович, главным бухгалтером – Кецелев Егор Ефимович, инспектором отдела кадров и секретарем парторганизации был Колотов Михаил Павлович.
С 1 октября 1960 года промартель была упразднена, а рабочие и служащие переведены в Марьяновский комбинат бытового обслуживания. Вся собственность промартели перешла в собственность государства, а мы ничего не получили, то есть собственность членов промартели просто конфисковали.
Промартель была рентабельным предприятием, получала хорошую прибыль. По итогам года коллектив работников получал вознаграждение на паевые взносы. Промартель построила хорошие кирпичные здания, которые стоят и поныне. В одном из них расположен мировой суд, а в другом – комитет по образованию.
А вот в комбинате бытового обслуживания по итогам года мы ничего не получали. Не стало пилорамы, цеха мягкой кровли, столярного цеха. Между промартелью и комбинатом бытового обслуживания разница большая. Лично убедился.
Александр КУЗНЕЦОВ.
Марьяновский район.