Поколение, достойное восхищения
Мама мне теперь только снится. Вместе с отцом. Потому как были они неразлучны более полувека. Пережили свадьбу золотую. Воспитали нас, троих сыновей. Не только внукам, но и правнучкам успели порадоваться. Я, Геннадий, по счету второй сын, на год моложе Виктора. А Саша родился уже в деревне Хохлово, что расположена в Саргатском районе. Туда мои родители приехали поднимать целину, добывать для родины большой хлеб. Мне было шесть лет, но я четко помню маленькую избушку, где мы поначалу и жили впятером. Отец возглавлял тракторную бригаду. Домой возвращался заполночь, уставший до чертиков, но если выдавалось свободное время, был с нами, пацанами, учил нас играм, иногда баловал подарками. Помню, подарил игрушечный танк. Внешне как настоящий. Тогда-то мы и узнали, что наш отец на войне был механиком-водителем танка. Когда мы, братья, подросли, он как-то разговорился и поведал нам, что потерял на фронтовых дорогах четыре броневых машины. Последнюю – в Потсдаме. Чудом остался жив, благодаря нижнему люку. Экипаж погиб в огне.
Встретились мои родители по дороге на Берлин. Разными путями шли их судьбы, чтобы потом слиться в одну. Военная круговерть разлучила друзей. Красавица Маруся с васильковыми глазами запала в душу Алексею и он, спустя два года, нашел свою подругу. Сыграли веселую комсомольскую свадьбу.
В том, что моя мама – человек необыкновенный, я убедился с годами, узнав многое о ней из писем и даже из газетных вырезок, где ей были посвящены не только теплые заметки, но и стихи. От природы очень скромная, сдержанная она не любила чем-либо выделяться среди остальных хохловчанок. Считаю своим долгом о ней рассказать, потому как поколение моих родителей заслуживает только восхищения. Их примером достойно жить и родине честно служить должны руководствоваться сегодняшние и завтрашние поколения.
Не трудно представить, как моя мама, свежеиспеченная выпускница одной из ленинградских школ, сдав успешно экзамены и получив аттестат зрелости, на три теплых ласковых месяца лета поехала в деревню к тете. Здесь было привольно, тихо, радостно. Но мирную тишину раскололо страшное слово «война». Тогда в это трудно было поверить. Но что делать? Нужно срочно возвращаться домой, в Ленинград, ведь там у Маши мама с папой остались.
Узнав о возможной осаде города на Неве, о мобилизации молодежи на защиту его, девушка, не раздумывая, пошла вместе со своими товарищами рыть траншеи и окопы. А через некоторое время отправилась на фронт.
Могла ли тогда она знать, что расстается с милыми краями, с родными и близкими на шесть лет. Тогда никто ничего не мог знать. На войну шли как в неизбежную неизвестность. И Маруся просто шла по ней с обозом, название которому «Милосердие». Шла через всю войну, с ее жуткими смертями, через мглу промозглую, напичканную нечеловеческой жестокостью и болью. Шла через руины, пепел городов и деревень, через изгаженную, опустошенную, истоптанную фашистским сапогом русскую землю, чтобы вместе со всеми достичь Победы. И нужно ли рассказывать, что значит быть сестрой милосердия на поле брани?! Служила Машенька при военном госпитале. Мыла, стирала, варила, шила, перевязывала раненых, утешала их, поднимала дух отчаявшимся…
Довелось ей в Псковской области и партизанить. Уцелела наша мама, судьба хранила ее, хотя испытаний отмерила на ее долю щедро. Со всеми она справилась с тем особым терпением, присуще которое, на мой взгляд, только русским женщинам.
А как радовалась мама нашим, сыновьим, успехам, как огорчалась нашим неудачам. Мы всегда ощущали ее ненавязчивую поддержку. И тому, что лично я пошел по стопам отца, стал хлеборобом, окончив сельскохозяйственный институт, вернулся в Хохловский совхоз агрономом, очень радовалась и, уверен, тихо, по-матерински, гордилась. И супругом Алексеем – кавалером ордена Трудового Красного Знамени – тоже, потому как считала себя счастливой, будучи замужем за настоящим мужчиной.
Одна из правнучек моей мамы родилась 5 июня, как раз в день именин прабабушки. И назвали ее Машенькой Горбуновой…
Алексей ГОРБУНОВ.
Омский район.
Поселок Ключи.