КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

«Рука рынка» не расставит

Нас долго убеждали в том, что «рука рынка», дескать, всё расставит на свои места. Умалчивали лишь об одном: цель любого бизнеса – получение прибыли.

В ЭТОМ отношении весьма показательна история Калачинского завода строительных материалов (ООО ПФ «КЗСМ»). Он был построен в 1982 году на базе крупного месторождения глины, находящегося буквально в нескольких километрах от его производственных площадей. Делали отличный кирпич, который расходился буквально «влет», у ворот предприятия стояли очереди из «снабженцев». Причем не только из нашей области, но и из республик Средней Азии.

1991 год и разрыв экономических связей ударил по предприятию, но оно выжило. В 2007 году завод (в соответствии с описанными еще Лениным законами концентрации капитала) был поглощен известным в области «Мостовиком». Правда, для предприятия сначала это оказалось благом. Появились средства на модернизацию. В 2010 году была реконструирована основная технологическая линия, установили современное оборудование французской фирмы «CERIC» взамен честно проработавшей 28 лет болгарской линии НРБ.

ООО ПФ «КЗСМ» выпускал лучший в области кирпич, за которым по-прежнему была очередь. Годовая производительность предприятия достигала 36 миллионов штук. Близость карьера с сырьем, прекрасная транспортная доступность, востребованная продукция – что еще нужно для успеха?

А потом началось банкротство «Мостовика». В попытках «выкрутиться» головное предприятие «переписывало» свои долги на «дочек». «Торговый дом «Стройкомплект» заявил, что предприятие имеет перед ним долг в 9,6 миллиона. К нему присоединился Ханты-Мансийский банк, который объявил КЗСМ своим должником, так как, дескать, завод выступал поручителем при открытии «Мостовику» кредитной линии в 300 миллионов. То есть сам завод этих денег и не видел, но должен оказался. В конце концов в суд обратилось некое «собрание кредиторов» с общей суммой претензий 950 млн 067,93 тыс. рублей.

В 2018 году ООО «Производственная фирма «Калачинский завод строительных материалов» была признана банкротом и выставлена на торги за 181 млн 458,9 тыс. рублей. Однако торги – это очень хитрый механизм, который позволяет «делать деньги из воздуха» и покупателям, и конкурсным управляющим. Завод был продан некому Алексею Михайлову из Курской области за…  20 млн рублей. За эти деньги приезжий бизнесмен получил производственные помещения, специальную технику (трактора, дизельный погрузчик, прицепы, экскаваторы, грузовые и легковые автомобили в количестве, автопогрузчик, бульдозер), 99% доли в уставном капитале ООО «Керамические Строительные Материалы» (Волгоград), земельные участки разного назначения, право аренды земельных участков (для сельскохозяйственного использования, для перевода ЗУ под карьер глины) и железнодорожные пути необщего пользования (411, 1 п. м). Это не говоря уже о той самой французской производственной линии и много чего по мелочи.

По-хорошему, предприятие и в тот момент было готово к работе. Вложить чуть-чуть денег в оборотные средства да на первые зарплаты – и можно и дальше производить кирпич и снабжать им и Омск, и соседние страны. Профессиональный, обученный коллектив есть. Сырье – под боком. Продукция востребованная, ведь, несмотря на кризис, малоэтажное строительство идет.

Но у покупателя была одна цель: перепродать «ухваченные по дешевке» ценности. Чтобы восстанавливать производство кирпича, надо вкладываться и работать. А этого нынешние бизнесмены не любят. Они любят, чтобы деньги сами шли. Не любят еще и тратить.

 

ПРЕДПРИЯТИЕ было законсервировано. «Движимость» – то есть вся перечисленная техника – была продана, но сами производственные площадки оставались на месте. Два года бизнесмен из Курска худо-бедно оплачивал работу сторожей. Надеялся перепродать завод «в комплекте». Конечно, не за 20 миллионов, за более серьезные средства. Но покупателей не нашлось.

В нынешнем году бизнесмен заявил остаткам коллектива (проще говоря, бригаде сторожей): «Мне вас содержать слишком накладно, поэтому продаю все, что можно оторвать и продать, а дальше – как хотите».

Валентина Ивановна Суслова работала специалистом по АХО. Сразу после банкротства и остановки производства была уволена. Но те, кто оставался охранять завод, относятся к ней с уважением. Когда стали резать и вывозить на металлолом дорогущее французское оборудование, люди пошли к ней: «Сделайте хоть что-нибудь! Ведь загубят предприятие до конца! В Калачинске и так работы нет!» Люди писали письма депутатам, в администрации всех уровней, в прокуратуру… Отовсюду – один ответ: «Хозяин – барин. Владелец законно купил предприятие и теперь может делать с ним все, что ему угодно».

Таков закон капитализма. «Ухватив кусок» на торгах, бизнесмен одним только металлоломом окупит все свои затраты. Ну, а то, что в Калачинске и так негде работать и то, что предприятие производило востребованную, качественную и сравнительно дешевую из-за низких транспортных расходов продукцию – это не его проблемы. Бизнес – это деланье денег. Любыми способами.

 

И ЕСЛИ кто-то еще будет вам говорить об «эффективности» капитализма, вспоминайте судьбу Калачинского завода стройматериалов. Да, отличные глины, годные не только для производства кирпича, но и многих видов строительных материалов, в районе остались. Правда, право аренды… у того самого «убийцы» завода. Если кто-то захочет построить в районе новое производство, то ему придется разбираться еще и с юридическими тонкостями «права аренды» земельных участков, на которых расположен карьер. И нынешний владелец этого «права» наверняка захочет за него достаточно серьезную сумму. Деньги из воздуха? Да. Именно так и делается сегодня бизнес. После «руки рынка» остаются одни пустыри и руины.

Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

 

 

Категория статьи