КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

ЧТО СМОГЛИ…

Из выступления мэра Омска Оксаны Фадиной

Об итогах 2019 года

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Бюджет города был дефицитный: доходы составили 23 миллиарда 16 миллионов рублей, расходы – 23 миллиарда 662 миллиона. Долги города на 1 января 2020 года – 6 миллиардов 565 миллионов рублей.

ТРАНСПОРТ

Долги ПАТП к концу 2019 года уменьшились в два раза (463 миллиона). После масштабного обновления автобусного парка снизился износ транспорта, в этом году на подходе новые машины (33 троллейбуса и 23 трамвая).

 

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Областной бюджет в прошлом году выделил 202 миллиона на ремонт школ (заменены окна, установлена пожарная сигнализация, системы видеонаблюдения). В 2019 году сделали ремонт в 24 детских садах. Построены четыре новых детских сада (на Лисицкого, 22­й Рабочей, Краснознаменной и в 13­м микрорайоне), в этом году продолжится строительство еще семи. Должны завершить работы в детском саду в Рябиновке. В 2020–2021 годах в Омске появятся три новые школы (в Амурском поселке, на улице Завертяева и Космическом проспекте).  Отремонтировали 11 детских школ искусств, а также два ДК («Звездный» и «Колос»). Нужно в ближайшее время отремонтировать 11 детских школ искусств и художественных школ, правда, на это потребуется 107 миллионов рублей.

 

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Прокладывались велодорожки, в планах – их строительство на участках от моста 60­летия Победы до Перелета, по улицам Масленникова и Богдана Хмельницкого (от ул. Ленина до 3­й Военной), а также в парке «Зеленый остров». Будет создан многопрофильный спорткомплекс на базе СШОР №3.

 

ЖИЛОЙ ФОНД

100 домов в Омске на начало 2020 года остаются без управления (нет УК, ТСЖ или другой подобной организации).

ДОРОГИ

В прошлом году отремонтировали 18 дорог. С 2019 года ремонт включает в себя обустройство ливневок, остановок и ограждений, а с этого года – установку дорожных знаков и светофоров, а также новую разметку. На ремонт дорог потрачено в прошлом году 987 миллионов рублей. Были установлены 50 теплых остановок и вынесены 600 незаконных НТО. На улицах города появилось светодиодное освещение.

 

БЛАГОУСТРОЙСТВО

По программе «Формирование комфортной городской среды» в прошлом году благоустроили 15 городских территорий. Продолжаются работы и в этом году (Советский парк, Театральная площадь, улица Бударина, сквер Молодоженов).

Э

ПОПЕЯ с так называемой мусорной реформой, вызвавшей массу скандалов, продолжает прирастать новыми эпизодами. Недавно РЭК Омской области сенсационно «победила» свою головную структуру – ФАС России – уже в апелляционной судебной инстанции, доказав и там, что кратно увеличившийся в прошлом году тариф на вывоз твердых бытовых отходов был рассчитан правильно. Без нарушения норм ценообразования.

Получается, на всю страну публичное утверждение руководителя ФАС РФ Игоря Артемьева о непомерно задранных тарифах в Омской области оказалось голо­словным, а требование снизить их – безосновательным. А президент Владимир Путин, дважды выразивший крайнее недоумение необъяснимым с точки зрения здравого смысла резким ростом стоимости услуги в нашей области, тоже, выходит, в ситуации не разобрался. Подвел его здравый смысл.

Хотя проигнорировать оценку, прозвучавшую с самого верхнего этажа российской власти, чиновники омской РЭК, конечно же, не могли. Сначала они выполнили предписание ФАС и снизили тариф, а потом уже пошли в суд. Чтобы подстраховаться и получить подтверждение правомерности своих действий. И ведь получили!

Теперь областному суду предстоит рассмотреть еще один иск – уже регионального оператора ООО «Магнит» к РЭК Омской области. За то, что она исполнила якобы безосновательное требование антимонопольного ведомства о снижении тарифа. К чему все это ведет, догадаться не сложно: суммы в коммунальных платежках омичей значительно вырастут.

Собственно, это уже и произошло. Еще в декабре РЭК выпустила приказ за номером 561/86 (смотрите таблицу), согласно которому единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТБО с января нынешнего года по 30 июня устанавливался в размере 3034,44 рубля за тонну, а с июля – 4800,72 рубля. Почти на две тысячи рублей больше. Причем точность удивительная – издержки поставщика услуги подсчитаны до копейки. Сумма в итоге получилась близкая к той, которая была установлена изначально и которая шокировала не только жителей Омска, но и главу государства. Напомним, первоначальный тариф составлял 4344,68 рубля. И этот, по мнению руководителя ФАС РФ, чудовищно завышенный тариф был на 456,042 рубля меньше ныне действующего! За что боролись?

Конечно, если бы суть «мусорной» реформы заключалась в изъятии максимального количества денег из карманов потребителей, ее ход в нашем регионе можно было бы признать суперуспешным.

Но ведь затевалось-то все не для этого! Цели и задачи поставлены совсем другие: уменьшить объемы образуемых отходов, сделать чище наши города и поселки, снизить нагрузку на экологию и т. д.

 

НАПОМНИМ, по планам федерального правительства, реформа, стартовавшая в стране в 2016 году, должна дать осязаемый результат в сфере обращения с ТБО уже до 2024 года. Однако в Омской области она с первых шагов пошла каким-то странным путем. Причем многое из того, что делается, находится в прямом противоречии с конституционными нормами и нормами действующего законодательства.

Например, со статьей 42 обновленной Конституции, согласно которой каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

По моему мнению, омскими чиновниками была нарушена и статья 34 Основного закона, в соответствии с ч.2 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Есть, например, все основания сомневаться в добросовестности и честности проведения конкурса на выбор регионального оператора. Чиновники министерства строительства и ЖКК провели его таким образом, что единственным участником тендера оказалось ООО «Магнит». Фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, не имеющая на момент подачи конкурсной заявки ни реальных активов, ни персонала, ни сколько-нибудь заметного бизнеса. И что совсем не в какие ворота не лезет, у нее не было даже лицензии на право заниматься данным видом деятельности. Но «Магнит» победил и получил статус регионального оператора. Странно выглядит и то, что буквально через несколько месяцев руководство «Магнита» передало управление мусорной реформой в Омской области УК «Стандарт Рециклинг Групп», зарегистрированной в г. Ханты-Мансийске, – всего-то якобы за 150 млн рублей в год. Еще за 140 млн рублей передало право выставлять счета за коммунальную услугу «Омской энергосбытовой компании».  

Затем, на мой взгляд, с грубыми нарушениями законодательства ими был проведен конкурс на вывоз ТБО. Его единственным участником и, естественно, победителем стало ЗАО «Экос». С максимальной ценой. После чего другие фирмы, имевшие лицензии, были просто «выдавлены с рынка».  Как минимум четыре компании, которые занимались сбором и вывозом отходов на Надеждинскую свалку, лишились своего бизнеса.

Полигон «Надеждинский», видимо, не без коррупционного воздействия «интересантов» из государственного реестра исключен, возить туда ничего нельзя. А «Экос» спокойно возит мусор на закрытые по решению суда в 2015 году Кировскую и Ленинскую свалки. Под управлением «Магнита», который до сих пор имеет «оскопленную» лицензию – по ней он может собирать отходы только 4 класса опасности  и транспортировать их лишь на территорию Кировской свалки.

Собственно, подскочивший в прошлом году до небес тариф и есть прямое следствие стремительно проведенной под контролем областных чиновников монополизации рынка. Самое интересное то, что тариф в принципе не мог быть рассчитан, поскольку в регионе отсутствовала и отсутствует до сих пор актуальная территориальная схема обращения с ТБО.

 

ТОЧНО так же, буквально с потолка взяты нормативы накопления отходов. После окрика сверху РЭК дважды пытался провести аукцион, чтобы определить их параметры, но почему-то не­удачно. Конкурсы отменили. И тема, по моему мнению, просто забалтывается.

На самом деле вообще нет никакого особого смысла что-то считать, пересчитывать и тратить на это скудные бюджетные деньги. Потому что имеется предписание ФАС РФ, установившее данные нормативы для таких городов, как Красноярск, Екатеринбург, Тюмень. В Екатеринбурге установлена норма накопления 0,924 куб. м/в год. Бери среднее значение – не ошибешься. В Омске точно отходов образуется меньше. По очень простой причине: у нас ниже покупательная способность населения.

Однако вопреки всякой логике норматив накопления ТБО в Омске оказался вдвое выше, чем в каждом из перечисленных городов. Если равняться на них, омский тариф придется резко снижать. Ну, и зачем это монополисту нужно? Принятый «потолочный» норматив его вполне устраивает.

 

ОДНИМ из основных направлений реформы является уменьшение объемов накопления мусора. И результата здесь можно добиться только путем раздельного сбора отходов. Никаких реальных публичных действий по подготовке перехода к нему в Омске не наблюдается. Очевидно, потому, что региональный оператор не заинтересован в уменьшении объема отходов, ведь их вывоз – главная и единственная статья его доходов.

Но без раздельного сбора нет рециклинга, вторичная переработка становится экономически невыгодной. Свалочный мусор, отсортированный на площадке  «Магнита», полагаю, ничего не стоит. То, что делает «Магнит», – это, по моему мнению, имитация деятельности по переработке отходов. Во всем мире во вторичное использование идут в основном отходы, собранные раздельно. Из оставшегося грязного, мокрого мусора дополнительно извлекаются металлы, стекло, еще некоторые фракции, после чего остатки сжигаются. А куда девать все это добро нам?

По нормам российского законодательства, после предварительной сортировки и отбора до 40% полезных остатков – мусорных «хвостов» – можно держать на площадке временного накопления одиннадцать месяцев. После чего они должны быть надлежащим образом утилизированы и захоронены на полигоне. Например, все, что складировалось на Кировской и Ленинской свалках, необходимо было вывозить уже с первого апреля нынешнего года. А куда? Ведь земли под полигоны у нас еще не отведены, общественные слушания не проводились…

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр. Но, видимо, столкнувшись с реальной действительностью, законодатель все же разрешил временное размещение отходов на объектах, введенных до 01.01.2019 года, по заключению местных органов власти о возможности использования конкретных объектов, но лишь до 01.01. 2023 года с последующей их обустройством и рекультивацией.    

Видимо, с помощью этой лазейки в законе омскому минприроды якобы удалось легализовать помимо Кировской и Черлакской свалок еще каких-то семь свалок, которые пока имеют право накапливать отходы. Но до начала 2023 года все они также должны быть утилизированы и ликвидированы. Кто-нибудь верит, что это возможно?

 

ЕЩЕ ОДНА чрезвычайно острая проблема заключается в том, что региональный оператор категорически отказался иметь дело с небытовыми отходами, промышленными, особо опасными и т.п. Например, медицинскими. Сегодня ими занимается некое ООО «Фултон», которое, вроде бы, сжигает медицинские отходы первого и второго класса опасности в передвижной печи очень небольшой мощности. Полагаю, что таким образом «Фултон» может утилизировать лишь малую часть необходимых объемов. А куда девается все остальное? Есть серьезные основания полагать, что львиная доля таких отходов утилизируется по методу скандально известной конторы «Мерк», директор которой сидит в тюрьме. То есть, вывозится и где-то закапывается. По сути, это такая же профанация, как и переработка ТБО на сортировочной линии «Магнита». Формально проблема вроде бы прикрыта, а что происходит в реальной жизни?

Генеральный директор регионального оператора недавно заявил в СМИ, что самым большим достижением компании является то, что реформа в Омской области не сорвалась, как в некоторых других субъектах Федерации. Под словом «не сорвалась», очевидно, нужно понимать, что коллапса не случилось, город не утонул в мусоре и что отходы худо-бедно вывозятся на свалки, находящиеся в черте мегаполиса.

Ну, так ведь они и раньше вывозились! Просто потребители теперь получают услугу более низкого  качества и по гораздо более высокой цене. Правда, вместо вывоза мусора в коммунальных платежках появилась строчка «Обращение с ТКО», но содержание самой услуги не изменилось. Потому что в «правильно рассчитанном тарифе» 93 процента затрат составляет именно перевозка отходов.

Никакого «обращения» с ними, по сути, нет. Нет нормальной сортировки, переработки и утилизации. А у самого «Магнита» до сих пор нет лицензии, дающей право заниматься данным видом деятельности.

Ситуация критическая. И пока нет никаких оснований полагать, что к 2024 году, когда придет время подводить итоги реформы, она радикально изменится. Даже к 2024-му!

Понятно, что проблемы в данной сфере копились давно, в одночасье их решить невозможно. Но ведь эти проблемы пока и не решаются, они просто откладываются на потом.  Мы не видим сколько-нибудь эффективных действий, способных переломить ситуацию, со стороны чиновников правительства области.

Зато видим, что реформа изначально сопровождается откровенными нарушениями действующего законодательства, которые почему-то не привлекают пристального внимания прокуратуры и других контролирующих органов. И речь не только о том, что людей беззастенчиво обирают. Мусорная реформа в целом проводится так, что из нее выпадает главное, ради чего она, собственно, и затевалась – реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. 

Сергей МИЗЯ,

директор ООО «Коминформ», председатель Комитета Омской торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности.

ПРИКАЗ

от 20 декабря 2019 г. N 561/86

об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Магнит»

Период

Тариф по категориям потребителей,
руб./тонна  (НДС не предусмотрен)

население

прочие  потребители

С 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года

3 034,44

3 034,44

С 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года

4 800,72

4 800,72

 

 

Категория статьи