Инициативу депутата от КПРФ Олега Смолина о введении обязательной устной части ЕГЭ по гуманитарным предметам не поддержал комитет Госдумы РФ по образованию и науке 16 июля в ходе своего заседания.
Смолин предложил дополнить законопроект президента РФ Владимира Путина о воспитательной составляющей в образовании положениями положением о введении устных экзаменов по ряду дисциплин в школах. Свое предложение он объяснил необходимостью усиления воспитательной составляющей образовательного процесса. Депутат считает, что сдача устных экзаменов «позволяла бы ученикам, во-первых, учиться говорить, а не только писать, во-вторых, соответственно учиться иметь свою точку зрения, как-то ее отстаивать».
С критикой данной инициативы выступил замминистра просвещения РФ Алексей Корнеев, который считает, что устная составляющая выпускных экзаменов «неизбежно приведет к субъективным оценкам и утрате объективности и надежности результатов ЕГЭ как универсального механизма итоговой аттестации».
Глава комитета Вячеслав Никонов поддержал чиновника и дополнил, что высшие учебные заведения наделены правом кроме результатов ЕГЭ вводить и учитывать дополнительные вступительные испытания. Более того, сама инициатива не имеет ничего общего с законопроектом президента РФ.
Позже Смолин прокомментировал позицию Комитета:
«Я думаю, явно или неявно ставится задача воспитания винтиков системы, а не творчески мыслящих личностей… Если бы я был начальник, я бы ввёл литературу как экзамен обязательный, но только не в форме ЕГЭ, а на выбор: либо сочинение, либо литература устно. Что у тебя лучше получается, то и покажи. Потому что с моей точки зрения, то, что сделали с литературой, а именно — превратили её в изучение литературоведения, художественных приёмов, в изучение того, каким стилем написано то или иное стихотворение, это большой грех против русской литературы».