Два исторических юбилея – 150-летие со дня рождения В. И. Ленина и 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне – дают основания вспомнить о том, как зарождалась советская медицина, и о том, какую роль она сыграла в Великой Победе.
Сегодня в нашей стране по-прежнему можно встретить ностальгирующих по дореволюционной «России, которую мы потеряли». Но тем, чей слух услаждает «хруст французской булки», надо напомнить, что в начале ХХ века ожидаемая продолжительность жизни в Российской империи составляла 32 года. А из 1000 младенцев в возрасте до 1 года умирало 263 – более четверти! Для сравнения: в Швеции этот показатель составлял 70 человек, в Англии – 108, в США и Франции – 112-115, в Италии – 138. Известный дореволюционный исследователь Николай Александрович Рубакин писал в 1912 году в своей книге «Россия в цифрах»: «…в 1905 г. из каждой 1000 умерших обоих полов в 50 губерниях Европейской России приходилось на детей до 5 лет 606,5 покойников, т. е. почти две трети». Главной причиной гигантской детской смертности были инфекции. И эта смертность имела выраженный классовый характер. Например, среди населения Петербурга в 1909-1912 годах в тех семьях, которые снимали дешевое жилье – с годовой платой до 190 рублей – младенческая смертность была в 2,5 раза выше (!), чем у тех, кто снимал жилье с платой свыше 933 рублей в год.
Царская Россия занимала первое место в Европе по распространенности инфекционных болезней. Регулярно вспыхивали эпидемии черной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других инфекционных заболеваний. При этом в стране не было единой, централизованной системы здравоохранения. Существовали отдельно друг от друга ведомственная медицина, земская, частная, страховая. В России практически не было своей медико-инструментальной и химико-фармацевтической промышленности, поэтому медоборудование, инструментарий и лекарства приходилось почти целиком импортировать из-за рубежа.
После Великой Октябрьской социалистической революции система здравоохранения по существу была создана вновь на принципиально иных началах. 20 ноября 1917 года на заседании Совнаркома Ленин предложил создать при местных Советах медико-санитарные отделы.
Появились врачебные коллегии при ключевых наркоматах. 2 (14) декабря 1917 г. они обратились к населению Советской России с совместным воззванием «О борьбе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения». Это обращение явилось первым программным документом Советского государства в области медицинского дела.
16 июля 1918 года ВЦИК утвердил состав руководства вновь созданного Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Должность наркома занял врач, старый большевик Николай Александрович Семашко. Многие медики, в первые месяцы Советской власти не скрывавшие враждебного к ней отношения, прекратили саботаж и включились в работу. Они увидели, что большевики по-настоящему борются за здоровье и благополучие всего народа.
Несмотря на интервенцию, гражданскую войну, угрозу голода, хозяйственную разруху, лидер молодого Советского государства Владимир Ильич Ленин уделял колоссальное внимание здравоохранению. Николай Александрович Семашко вспоминал о Ленине: «Всем известна его знаменитая фраза, сказанная на VII съезде Советов: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!». Ленин чрезвычайно волновался и следил за всеми перипетиями нашей борьбы с сыпняком; внимательно выслушивал меня на приемах, ставил часто доклады на заседаниях СТО и СНК; больно бранил за упущения, горячо помогал во всех трудных моментах».
Семашко предложил новую революционную систему здравоохранения, основанную на следующих принципах: централизация, ответственность государства, общедоступность бесплатного и качественного медобслуживания, тесное взаимодействие медицинской науки и практики, первоочередное внимание детству и материнству, единство профилактики и лечения, ликвидация социальных основ болезней, привлечение общественности к делу здравоохранения, единство пропаганды здорового образа жизни, лечения и реабилитации.
Была создана система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких сел и деревень до крупных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – участковая поликлиника – районная больница – областная больница – специализированные институты. Аналогично была выстроена система медицинских учреждений для детей, а также для поддержки материнства и младенчества.
Для борьбы с профессиональными заболеваниями на предприятиях создавались медсанчасти (ликвидированные в процессе капиталистической «оптимизации» российского здравоохранения), которые контролировали условия труда и здоровье работников. Важной мерой профилактики были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер, и санитарно-гигиеническая пропаганда – она рассматривалась как одно из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.
Уже к 1926 году общая смертность в стране, в сравнении с дореволюционной эпохой, снизилась на треть: с 30,2 до 20,3 смертей на 1000 человек населения.
Серьезнейшее внимание уделялось материнству и детству. Строились новые родильные отделения, выделялись лучшие медикаменты, создавались комфортные условия пребывания, а обучение акушерству и гинекологии стало одним из наиболее приоритетных медицинских направлений. Все это способствовало серьезному снижению показателей младенческой смертности: во второй половине 1930-х годов она стала почти в 2 раза меньше, чем до революции!
С первых лет существования Советского государства массово открывались медицинские вузы и факультеты, медучилища, началось производство новых медикаментов. Активно развивалась медицинская наука: только за первые 10 лет новой власти в стране было организовано 40 медицинских НИИ.
Для эффективной реабилитации, профилактики и оздоровления в СССР была создана широкая сеть санаториев, профилакториев и других здравниц. В 1919 году в стране существовало всего 5 курортов, а в 1920 году – уже 22.
Семашко писал впоследствии: «Ленин особенно интересовался курортным делом. Он понимал его не только медицинское, но и политическое значение. Впервые в мировой истории в особняках бывших богачей лечились рабочие, трудящиеся. В бывшем дворце царя Николая лечились бедняки-крестьяне».
В 1940 г. в стране насчитывалось уже 3600 санаториев и домов отдыха почти на 470 тысяч мест.
К началу 1940-х годов количество больниц в стране выросло (в сравнении с 1913 годом) в 2,5 раза, койко-мест – почти в 3 раза, врачей – почти в 6 раз, фельдшеров – в 11 раз.
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с дореволюционных 32 лет до 42 лет в 1927 году и до 47 лет в 1940-м. К 1936 году в СССР победили черную оспу, удалось свести к минимуму или полностью победить и другие опасные инфекционные заболевания – чуму, холеру, малярию, туберкулез, полиомиелит, тиф, ришту.
Созданная Лениным и Семашко система здравоохранения с честью вынесла тяжелейшее испытание войной. Были обучены и переобучены сотни тысяч медработников. Развернута огромная система полевых и эвакуационных госпиталей, санитарных поездов. Цифры и факты говорят сами за себя. В начале войны в гарнизонных и эвакуационных госпиталях было 35 тысяч коек, уже к 1 июля 1941 года – 122 тысячи, а к 1 августа 1942 года – 658 тысяч. Среди личного состава военно-медицинской службы в годы войны было 4 академика, 22 заслуженных деятеля наук, 275 профессоров, 308 докторов наук, 558 доцентов и 2000 кандидатов наук.
Военно-медицинская служба Красной Армии возвратила в строй за годы войны 72,3% раненых и 90,6% больных. Для сравнения: в вермахте в строй возвращалось, по разным данным, лишь от 40 до 50% раненых. Благодаря труду военных медиков РККА, было спасено и вылечено более 17 миллионов советских бойцов.
В действующей армии насчитывалось около 700 тысяч врачей и 2 миллиона фельдшеров, медсестер и санинструкторов. Свыше 100 тысяч из них погибли. 44 медицинских работника удостоены звания Героя Советского Союза, более 115 тысяч награждены орденами и медалями, из них орденом Ленина – 285 человек. Ведущие военные медики – Н. Н. Бурденко, Ю. Ю. Джанелидзе, Л. А. Орбели – стали Героями Социалистического Труда.
Кстати, Н. А. Семашко, которому к концу войны было уже за семьдесят, в то время продолжал активную научную и административную деятельность. А когда в 1944 году при его участии была создана Академия медицинских наук СССР, он возглавил институт организации здравоохранения и истории медицины в ее составе. Там он работал до самой своей кончины в 1949 году в возрасте 75 лет.
Сегодня, когда перед страной стоят серьезные вызовы, связанные с эпидемией COVID-19, стоит помнить о том, кто и как создавал советскую систему здравоохранения. Россия имеет сейчас намного меньшую, чем западные страны, смертность от коронавирусной инфекции именно потому, что «несущие конструкции» советской медицины в нашей стране не были до конца уничтожены капиталистической «оптимизацией». Уроки пандемии не должны пропасть даром. Советский опыт организации здравоохранения должен быть востребован вновь. Уже очевидно, что без этого опыта нам не справиться с жесткими вызовами, которые нам предъявляет XXI столетие.