26 июля 1918 года в советской печати появилась эмблема «Серп и молот». Первым такой символ предложил для оформления Замоскворецкого района Москвы к первомайским торжествам в 1918 году художник Е. И. Камзолкин.
Серп и молот были так называемым малым гербом СССР, применявшемся до середины 1930-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. В то время встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота.
Вместе с красной звездой серп и молот появились на флаге СССР в 1923 году, а в 1924 символ был прописан в Конституции. Серп и молот помещался также на флагах и гербах советских республик.
Был описан в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 годов.
Серп и молот воспроизводились на печатях, официальных документах, униформе Красной Армии, на зданиях некоторых государственных предприятий, учреждений, организаций, транспортных средствах, денежных знаках, трибуне Верховного Совета СССР, трибунах Верховных Советов союзных и автономных республик, на зданиях Советов депутатов трудящихся, на важнейших печатных изданиях, а также на ряде орденов и медалей СССР, нагрудных знаках и т. д.
Вот что пишет газета «Правда» о художнике Евгении Камзолкине, которому принадлежит идея эмблемы «Серп и молот»:
Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную когда-то графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жалуется: «Православие – крест, самодержавие - корона. А народность - что? Не могу представить. Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха, бытующие до самого Октября! Вот если только – серп и молот… Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени!»
Парадоксально, что впервые лишь в советском периоде российской истории был сотворен символ союза крестьян и рабочих – народа как такового. И домыслы, вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключается напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов тридцатилетний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ – молоток, наложенный перпендикулярно на серп – это тоже своего родакрест? Это не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне. Как и знамя красного, червленого цвета, под каким воевали ещё древние русичи!
Миг рождения символа - канун празднования Первомая 1918 года в Москве – так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: «А что если попробовать такую символику? – при этом он стал ходить по холсту: - Вот так изобразить серп – это будет крестьянство, а внутри молот – это будет рабочий класс».
За честь создать символ смычки рабочих и крестьян соперничало немало художников, представивших эскизы в Моссовет: плуг с мечом, коса с гаечным ключом, наковальня с молотом и др. Но когда появился присланный из Замоскворечья художником Камзолкиным, все другие были отвергнуты.
Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н.А. Андреев, а затем, и на государственный герб СССР - художник И.И. Дубасов.
К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к тридцатилетию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. «Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением Первомайского праздника, - объяснял Евгений Иванович. – У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти…»
Через два года, в 1950-м, в Москве с большим успехом прошла вторая (первая – в 1938 г.) персональная выставка художника Камзолкина – итог тридцатилетней работы в искусстве. Поражали его юношеские полотна древневосточного цикла: «Пир у царя Ассирийского», «Рабы», «Во имя Рамзеса». Крупномасштабные картины: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал»… Из Третьяковки прибыло на выставку полотно «На помещика. 1905 год» - грозное шествие к барской усадьбе крестьян с рогатинами, возглавляемое солдатом на костылях – инвалидом русско-японской войны. Трогали за душу «говорящие» пейзажи сороковых-грозовых, тревожные, трагические: «Зима», «Заготовка дров», и победно-радостный: «После грозы». А иные пейзажи были навеяны автору русскими народными песнями: «Среди долины ровныя», «Тонкая рябина», «Ах, ты, зимушка-зима», «Выйду ль я на реченьку»…
…В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юному художнику прочили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин… И он принял тогда решение – «все подчинить творчеству»… Лишь революционные годы вырвали его ненадолго из творческого уединения. Всей душой восприняв лозунг «Искусство – в массы!», он в театре Замосковорецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно – для спектаклей «Братья-разбойники» Иогана Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А.К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна. В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников имени Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приемных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи – его картина «Комсомольцы 20-х гг.».
Знаменитым он не стал, пожалуй, во многом по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера. Его часто забывали внести в список Московской организации Союза художников, что значило: в текущем году не будет бесплатных красок, кистей, холстов. …Он тихо ушел из жизни в 1957 году. Его дом, где сестра и друзья создали мемориальный музей, подвергся пожару. Но разве случайно, что сотни людей добивались создания экспозиции в музее города Пушкино, где разместились многие картины, вещи, дивные предметы быта, сделанные золотыми руками Евгения Камзолкина? Много его полотен хранят областные музеи страны.
…И как бы ни хотелось истребить этот гордый символ трудового народа политдеятелям геростратова племени, он на веки вечные останется на скрижалях мировой истории и в памяти человечества. На звездочках солдат-победителей в Великой войне с фашизмом. На боевых и трудовых наградах наших отцов и дедов. На гербовых печатях, скрепляющих документы мирового масштаба. На монетах и купюрах надежной советской валюты, обеспеченной золотым запасом СССР. Над головами монументальной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». На красном Знамени Победы великой державы, спасшей мир от фашистского порабощения.
«Правда», интернет-выпуск 4 мая 2020г.