На состоявшемся заседании рабочей группы по вопросам экологии, природопользования и охране окружающей среды Омского горсовета депутаты получили возможность познакомиться с планами регионального оператора по обращению с ТКО в Омской области – ООО «Магнит». С ними встретился заместитель директора по правовым вопросам Константин Шекко. Несмотря на то, что депутаты в течение почти трех часов задавали вопросы представителю ООО «Магнит», многое осталось непонятно. О своих выводах после этой встречи рассказывает Дмитрий Петренко (фракция КПРФ):
- Начать нужно с того, что конкурс по выбору регионального оператора в нашей области проводился четырежды. Три раза он отменялся УФАС. По инсайдерской информации, эти отмены происходили из-за обращений граждан, в которых они указывали на несоответствие условий конкурса законодательству. В четвертый раз подобных писем не было, конкурс все же провели. В чем главное несоответствие его условий ФЗ? На момент конкурса, да и на сегодняшний день, не было актуальной схемы размещения как полигонов, так и точек сбора отходов. То есть документация не соответствовала действительности, и договор на 10 лет заключался, по сути, неизвестно на что. К тому же к участникам конкурса предъявлялось требование иметь 200 миллионов на счете и 500 миллионов банковских гарантий. Этим условиям не соответствовала ни одна из омских организаций, и пришла иногородняя компания ООО «Магнит». Особо стоит отметить и вот какой момент. Оценка претендентов проводилась по балльной системе. Одним из основных критериев для начисления баллов был предполагаемый процент переработки отходов – чем выше, тем больше баллов. «Магнит» заявил более 70% - цифра, соответствующая уровню переработки отходов, например, в Англии.
И вот на заседании группы по экологии представитель ООО «Магнит» рассказывал, как будет устроена их многоступенчатая система переработки. Будет сеть заводов по переработке, высокая степень автоматизации процесса, будет приобретена масса высокотехнологичного оборудования, будет создана целая сеть полигонов, причем все они будут соответствовать всем международным стандартам, будут эксплуатироваться с применением высокотехнологичного оборудования. Все это хорошо и красиво. Но ничего этого пока нет. До сих пор нет актуальной схемы размещения точек сбора мусора. Нет и сертифицированных полигонов.
При этом представитель РЭК-оператора сообщил, что новая схема вывозки мусора заработает с 1 января 2019 года. Он также сообщил, что в данный момент они проводят конкурс для перевозчиков, условия которого у меня тоже вызвали недоумение. Вся область поделена на три лота: Север, Юг и собственно Омск – целиком. Причем в условиях конкурса – требование, чтобы перевозчик имел современные мусоровозы, которых в Омске практически ни у кого нет. Когда один из депутатов спросил, не кажется ли руководству ООО «Магнит» слишком крупным лот на вывозку мусора со всего города-миллионника, и что будет, если на конкурс никто не заявится, так как не имеет соответствующих мощностей, представитель РЭК-оператора корректно ответил, что в этом случае они смогут заключать договоры без всякого конкурса. По тем ценам, какие захотят и на тех условиях, какие захотят. А ведь тариф для населения будет формироваться в первую очередь именно исходя из сумм расходов на перевозку мусора. Причем, если задуматься: перевозчики, чтобы работать с ООО «Магнит», будут вынуждены покупать новые мусоровозы, брать кредиты и, естественно, закладывать эти расходы в свою цену перевозки…
Еще один вопрос: территориальная схема полигонов и точек сбора мусора. Ее, по сути, нет. Существующая не соответствует реальности. О полигонах разговор особый. А вот схема точек сбора мусора тоже вызывает вопросы. Дело в том, что многие санитарные площадки, которые сегодня эксплуатируются УК и ТСЖ, не вошли в эту схему. И с 1 января они автоматически превращаются в несанкционированные свалки. Дальше еще интереснее. Контроль за соблюдением порядка на каком-либо участке возлагается на его собственника. Но вывозкой несанкционированных свалок должен заниматься РЭК-оператор, это – одно из условий договора. Если
РЭК-оператор его не выполняет, он теряет банковские гарантии. Значит, ему придется уничтожать эти «несанкционированные свалки», а счета выставлять собственнику земли. И тут два варианта. Или это – приватизированная земля собственников многоквартирного дома, или, в большинстве случаев, – муниципальная территория. То есть и на мэрию Омска, и на администрации поселений посыплются многотысячные счета.
На заседании рабочей группы мы так и не смогли выяснить, каким же, пусть приблизительно, будет тариф для населения. Ясно одно: он будет начисляться на каждого человека, прописанного в том или ином доме, и варьироваться в зависимости от благоустройства дома. РЭК-оператор будет распределять свои фактические затраты на общее число проживающих на территории граждан. И способов как-то сэкономить у граждан будет немного. Всего два. Один – раздельный сбор мусора, которого, правда, еще толком нет. И второй – парадоксальный: устройство несанкционированных свалок. Точнее, продолжение эксплуатации тех санитарных площадок на муниципальной территории, которые не вошли в схему и считаются несанкционированными. В этом случае за граждан будет расплачиваться муниципалитет. Каждый такой муниципальный платеж – это снижение тарифа в следующем отчетном периоде.
При этом муниципалитеты, если судить по опыту, не способны толком проконтролировать ничего. Так что, похоже, может начаться «мусорная война», новая схема породит множество конфликтов, а муниципалитеты просто потонут в счетах от РЭК-оператора. Не оплачивать которые они не смогут.
А если прибавить к этому планы ООО «Магнит» по закупке всякого высокотехнологичного оборудования и объективную необходимость строительства современных полигонов, то «мусорные» платежи могут оказаться вообще запредельными.