Очернить советскую эпоху. Перевернуть историческую правду с ног на голову. Ударить по межнациональному согласию в нашей стране. Не знаю, сколь строго стремились к этому создатели фильма «Зулейха открывает глаза», но получилось именно так.
Принуждение к деградации
22 апреля, в юбилейную годовщину со дня рождения В.И. Ленина, канал «Россия 1» завершил премьерный показ киноновинки в восемь серий. Сразу вспомнилось, как в канун столетия Великого Октября другой телеканал презентовал свой недоброй памяти сериал «Демон революции».
То, что киноискусство в России глубоко деградировало в сравнении с советским, ни для кого не секрет. Раз за разом зрители сталкиваются с одной проверенной схемой. Неделями, а то и месяцами крикливая реклама в миллионы рублей трубит о рождении очередного «шедевра». Наконец настает миг премьеры. «Испорченный» работами Георгия Данелии, Михаила Калатозова, Марлена Хуциева или Татьяны Лиозновой кинолюбитель, затаив дыхание, ждет высокохудожественного творения. И вот долгожданный фильм начался… Уже на десятой минуте все становится ясно. Зритель разочарован. Перед ним очередной унылый образчик постсоветской кинотягомотины. А убогость творения такова, что его не спасти даже весьма талантливым актерам.
И ведь кажется, что для триумфа есть все условия. Финансирование – серьезное. Режиссеры являются лауреатами различных премий. Технические возможности в их руках такие, что и не снились кинематографистам СССР. Но…
Глубокий кризис культуры, вызванный разрушением Советского Союза, вынуждены признать даже противники социализма. Причины, правда, называются разные. Одним не хватает «голливудских» талантов, другим – «голливудских» бюджетов. Звучат и иные отговорки. Истина же в том, что гниющий капитализм враждебен настоящей культуре.
Давно прошли времена, когда буржуазия смело противостояла реакции, сметала одряхлевшие режимы самовластия и крепостного рабства, давала миру великие произведения эпохи Возрождения и Просвещения. Как подчеркивал В.И. Ленин, уже в XIX веке она стала классом «опускающимся, упадочным, внутренне мертвым, реакционным». В обществе капитала все подчинено прибыли – экономика, политика, отношения между людьми. Потребление объявлено смыслом жизни.
Да, на зарубежном кинорынке порой появляются весьма заметные произведения. Но в том-то и штука, что чаще всего они посвящены критике капитализма и общества потребления. Таковы «Аватар» Джеймса Кэмерона или «Элизиум» Нила Бломкампа, «Голодные игры» Фрэнсиса Лоуренса или «Паразиты» Пон Джун-хо.
В то же время российское кино утратило главный секрет советского и, говоря шире, классического русского искусства – глубочайший гуманизм, стремление возвысить человека, поднять его культурно-нравственный уровень, не дать опуститься в пошлость и примитивизм, установить четкие границы между добром и злом. Теперь же, как с горечью отмечал Сергей Бондарчук, «довлеют цинизм, обращение к самым низменным свойствам человека. И это служит разрушению – человека, культуры, страны». Великий режиссер и актер говорил об этом в мае 1994 года – незадолго до своей смерти. И вынес свой вердикт: «Если и дальше так продолжится, будет катастрофа. Народ окончательно потеряет себя и уже не поймет, где истинное искусство, а где подделка, где его обманывают нагло, где пытаются вернуть его в пещеру, а не наоборот – поднять к звездам».
Деградацию российского кино решительно умножает отработка конкретного политического заказа. Именно это пропитывает множество фильмов ядом антисоветизма и русофобии. В итоге даже на фоне западных образцов наше кино предельно бледно, примитивно и бесплодно. Этим одинаково страдают как фильмы с претензией, так и многочисленные сериальчики, обильно выдаваемые на-гора.
Логика дьявольского мельтешения понятна: вытравить из людской памяти уважение ко всему советскому, чтобы оправдать, узаконить, увековечить изжившее себя либерально-рыночное устройство. Самое подлое состоит в том, что этой задаче подчинены даже фильмы о Великой Отечественной войне. Святые для народа символы опошляются, заменяются ложью о заградотрядах, штрафбатах, «трупозакидательстве», беспощадном НКВД, тупых руководителях и кровожадных военачальниках. А после всего этого нынешние чиновники и записные патриоты дружно возмущаются русскими подростками, которые готовы с трибуны бундестага каяться за «невинно убиенных» фашистов.
Иногда кажется, что сценаристы, режиссеры, продюсеры прямо-таки соревнуются в объеме грязи, выливаемой на советскую эпоху. В этом случае создатели фильма «Зулейха открывает глаза» претендуют занять заметное место на пьедестале очернителей. Данный кинопродукт, вылепленный командой Егора Анашкина по роману Гузели Яхиной, на поверку оказался низкопробным макаронным изделием.
При этом Иван Федин поделился проблемой на своем округе. По его словам, необходимо обратить внимание на состояние крыши СШОР №10. В 2019 году на здании сделали новую крышу, однако во время апрельского урагана ее снесло.
Полностью статья по ссылке: http://sovross.ru/articles/1974/48707