18 марта сошлись две знаковые даты. Во-первых, год назад в этот день Владимир Путин безоговорочно победил на выборах, начался отсчёт последнего срока президента. Во-вторых, исполнилось пять лет, как провозгласившая независимость Республика Крым подписала с Россией договор о вхождении в состав РФ.
Присоединение Крыма все это время не просто удерживало авторитет и рейтинг Путина на высочайшем уровне. Оно полностью исключало главу государства из зоны критики. Но первый год четвертого президентства все изменил. Год, начавшийся с победы Путина на президентских выборах с убедительными результатами, закончился фронтальным падением доверия к власти в целом.
По данным ВЦИОМ, рейтинг Путина упал до минимума с момента его вступления в должность президента в 2000 году. Сейчас главе государства доверяют 33,4% россиян, в то время как его работу одобряют 62,1%.
Что принципиально — разочарование охватывает не только либеральные круги, но и тех, кто раньше входил в путинское большинство. Как отмечают социологи, критика правительства и Путина становятся общественно-одобряемым поведением. И этот процесс развивается быстро.
Понятно, почему так произошло: Крым перечеркнула пенсионная реформа. Центральные телеканалы трубят о рекордном росте экономики РФ, об отсутствии роста потребительских цен, о том, что пенсионеры получат прибавку по 1000 рублей. Но граждане ничего этого вокруг не видят, и спрашивают: где?!
Раньше была анестезия от подобных мер: лозунг «Крым наш», успехи Кремля во внешней политике, убежденность, что царь хорош, а бояре плохие. Но к сегодняшнему моменту анестезия действовать перестала.
На этом негативном фоне мгновенно ушли на задний план локальные внутренние успехи Кремля, вроде Чемпионата мира по футболу-2018, который стал самым удачным в истории FIFA. Доход от его проведения, по оценке Международной федерации футбола, составил 5,3 миллиарда долларов — более 80% доходов FIFA в цикле 2015−2018 годов. Недаром после завершения чемпионата президент FIFA Джанни Инфантино отмечал высокий уровень организации и признавался, что радовался на турнире, как ребенок.
Заработала на ЧМ-2018 и Россия. Помимо доходов от туризма, улучшения имиджа страны, осталась отличная спортивная инфраструктура, многочисленные новые рабочие места. При другом, более благоприятном раскладе, итоги ЧМ-2018 еще долго приносили бы Кремлю политические дивиденды. Но сегодня граждане больше обращают внимание на другое.
Например, на то, что всего 36 топ-менеджеров «Газпрома», «Роснефти» и Сбербанка получили в 2018 году 11,893 миллиарда рублей дохода — этих денег хватило бы на целую национальную программу. Или на то, что, как сообщали СМИ, у главы «Роснефти» Игоря Сечина — пятиэтажная квартира в центре Москвы, на 1299 квадратных метров.
Эти факты в центре внимания не потому, что люди любят считать деньги в чужом кармане. Просто они доказывают, что Кремль не собирается менять сложившуюся олигархическую структуру экономики, при которой узкий круг жирует, а всем остальным, по мнению власти, достаточно время от времени подкидывать хлеба и зрелищ.
Полную версию статьи читайте по ссылке https://svpressa.ru/politic/article/227721/