19 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Михаил ЩАПОВ. Публикуем его выступление.
Процесс рассмотрения очередного федерального бюджета, который сейчас активно идёт, — это в том числе возможность проанализировать соответствие бюджетной политики нашим целям и приоритетам. Можно и нужно анализировать и сравнивать расходы и доходы по статьям. Это часть парламентского контроля. Каждая копейка бюджетных денег важна. Но всё же нужно посмотреть на бюджет и с точки зрения стратегии и нашего будущего развития, нужно ответить на вопрос: насколько он приближает нас к тем целям, которые стоят перед нашей страной, и насколько позволяет противостоять угрозам, с которыми мы сейчас сталкиваемся.
Мы с вами прекрасно понимаем, что вступаем в новую эпоху глобальных изменений, появляются новые технологические и экономические платформы, новые политические системы, меняется глобальный миропорядок. И бюджет — это один из главных инструментов, который позволяет сформировать новую модель развития, основанную на сильной экономике, технологическом суверенитете и социальном мире.
Что касается сильной экономики, то мы видим, что она устояла и постепенно адаптируется к новым условиям. В этом есть большая заслуга правительства, бизнеса и многих депутатов. Заметны серьёзные результаты и в части технологического развития. В бюджете представлены расходы на такие важные для нас отрасли, как станкостроение, беспилотные технологии, авиастроение, сельское хозяйство и другие. Это хороший задел, который должен помочь нашей стране в дальнейшей структурной трансформации.
Однако мы считали и продолжаем считать, что ключевая проблема для нашей страны — это огромное неравенство граждан. Как выглядит это неравенство в нашей стране последние 30 лет? Есть несколько процентов населения, которое получает свои доходы от экспорта ресурсов и использования промышленной базы, сформированной в Советском Союзе. И в силу особенностей нашей финансовой политики, которая пользуется старыми, навязанными нам ещё в 1990-е годы моделями, этим людям позволяется выводить средства за рубеж. Их сверхдоходы почти никак не перераспределяются в пользу общества, а сами они, за редким исключением, вкладываться в нашу экономику не торопятся.
При этом основная масса населения объективно принадлежит к беднякам. Это не только те, кого государство признаёт бедными. Критерии определения бедности в нашей стране занижены. Мы должны говорить о десятках миллионов работающих людей, чьи семьи тратят не меньше половины дохода на еду, а остальные деньги уходят на погашение многочисленных кредитов.
Да, государство пытается вытащить этих людей из бедности за счёт той части бюджета, которую мы называем социальной. Это важные меры. Но проблема неравенства таким образом не решается. А мер, которые направлены на помощь людям, находящимся выше черты бедности, но по факту остающимся бедными, в бюджете почти нет. И нет их потому, что вся наша бюджетная политика сохраняет в себе остатки навязанных нам экономических моделей 1990-х годов.
Одна из таких моделей предполагает, что рыночные механизмы наряду с адресной поддержкой беднейших сами по себе как-то помогут сократить неравенство и выведут из бедности большую часть населения. Но это не так. «Невидимая рука рынка» сама не отрегулирует систему. У нас пока развиваются либо отрасли, связанные с поставками ресурсов за рубеж, либо те, куда государство вкладывается. Зарабатывают на них лишь небольшие группы людей, а значительная часть наших граждан остаётся один на один со своими проблемами. И как показывает практика, свободный рынок, открытая всем ветрам экономика не делают их ни богаче, ни счастливее.
Колоссальное неравенство делает нашу страну неустойчивой, подверженной внешнему давлению, внутренним шокам. И чем сильнее наша заявка на самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, на политический и технологический суверенитет, тем сильнее это напряжение и тем больше риск социального кризиса.
Чтобы снизить напряжённость и риски, чтобы мобилизовать страну в условиях трансформации внешних вызовов, мы должны перейти к совершенно новой политике, целью которой будет сокращение неравенства через формирование нового «среднего класса». И этот новый «средний класс» должен будет состоять из квалифицированных, высокооплачиваемых работников в промышленном секторе, науке, бюджетной сфере. Чтобы сформировать такой «средний класс», государство не должно ограничиваться созданием спроса в приоритетных отраслях, таких как авиастроение и беспилотники, например. Оно должно фокусироваться и вкладывать средства в рост человеческого капитала, в повышение квалификации будущих работников, чтобы повысить их рабочие компетенции и уровень оплаты труда. Для этого необходимо увеличить расходы бюджета на всю цепочку подготовки человека к трудовой деятельности — от детского сада до высшей школы. Мы должны кратно увеличить расходы на образование, здравоохранение, науку, высшую школу, технологические разработки и стимулирование ключевых отраслей экономики. Кратно — это значит в два раза и больше.
Мы можем долго спорить, достаточно ли нынешних расходов или нет. Шесть триллионов рублей совокупного бюджета на образование — это оптимальная цифра или нет? Но когда у нас дефицит учителей 40 процентов, потому что люди не хотят работать в постоянном стрессе за 30 тысяч рублей, то это очевидный признак того, что выделенных средств не хватает.
В этом контексте давайте посмотрим на предложенный нам бюджет. Его главная проблема даже не в том, что он не предусматривает роста расходов, о котором сказано выше, но и в том, что нет источников для покрытия этих дополнительных расходов. Наши критики всегда будут опираться на простой аргумент: ваши предложения нельзя реализовать, потому что нет денег. Это бухгалтерский подход, который постепенно заводит страну в тупик, от него нужно избавляться и посмотреть на бюджет страны совершенно другими глазами.
Мы считаем, что даже в текущей структуре доходов бюджета можно найти достаточные ресурсы, если избавиться от влияния экономических моделей 1990-х годов, когда мы стали бездумно следовать советам Запада, беря не самое полезное, как делали всегда раньше, а то, что нам показали и навязали. Вот несколько примеров.
Бюджетное правило, по которому из экономики изымаются средства и копятся на счетах в чужих валютах, было навязано нам в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом под видом инструмента, который должен страховать бюджет от внешних шоков. Как итог — порядка 10 триллионов рублей заморожены в Фонде национального благосостояния и не направляются в экономику, а с сильнейшими шоками мы справляемся другими инструментами.
Плавающий курс рубля, который подвержен огромной волатильности. В итоге регулярные обвалы нашей валюты стимулируют только экспорт ресурсов и каждый раз подталкивают по нескольку миллионов человек к черте бедности, не дают остальным хоть немного вырваться из бесконечного кредитного рабства.
Отсутствие барьеров для вывоза капиталов как следствие открытости и глобализации экономики, которое на самом деле просто лишает нас необходимых для развития ресурсов.
Членство во Всемирной торговой организации, которая также является отголоском наших попыток дружить с Западом, в итоге не даёт нам проводить самостоятельную таможенную политику, при этом никак не помогает защищать свой рынок и своих производителей.
Можно приводить ещё много примеров, когда старые модели фактически не дают нам развивать нашу страну, приоритетные отрасли, а только усиливают социальное неравенство.
Есть и другие очевидные источники для пополнения бюджета. Одна из главных причин нехватки ресурсов в том, что государство всё ещё не решается изъять сверхдоходы у олигархов. Это тоже отголосок 1990-х годов, когда государство было настолько слабым, что не могло заставить платить сверхбогатых, пришлось пойти на компромисс — установить плоскую шкалу НДФЛ, не трогать сверхпотребление, лишь бы платили. Но эти времена прошли. Спрятать доходы от Федеральной налоговой службы сейчас практически невозможно.
У нашей партии есть целый комплекс предложений по изменению подхода к формированию бюджета, который позволит значительно сократить неравенство, запустить процесс формирования нового «среднего класса» и вытащить десятки миллионов людей из бедности. Вот некоторые из них.
Первое: отменить бюджетное правило. Средства от продажи нефти и газа в полном объёме направлять на развитие ключевых отраслей — здравоохранение, образование, науку, технологическое развитие, отдав приоритет подготовке квалифицированных кадров, создав для них возможности получать высокие зарплаты, стимулировать потребление созданной ими продукции.
Второе: отменить плавающий курс рубля, начать более жёстко его контролировать. Таких провалов, как в этом году, больше быть не должно. Курс рубля к основным валютам должен быть понятен и прогнозируем как для государства, так и для граждан и бизнеса.
Третье: закрыть любые лазейки для вывода капиталов. Мы не можем спокойно смотреть, как 100—120 миллиардов долларов ежегодно выводятся за пределы страны. Деньги следует направить на стимулирование производств.
Четвёртое: выйти из ВТО, начать проводить самостоятельную таможенную политику, ввести повышенные пошлины на вывоз ресурсов и заградительные — на те товары, которые производятся или могут производиться в России.
Пятое: начать быстро и решительно процесс изъятия сверхдоходов у олигархов через прогрессивную шкалу НДФЛ, через налог на роскошь и сверхпотребление и сверхкрупные банковские вклады. Полученные средства должны быть перенаправлены на зарплаты учителям, врачам, преподавателям в вузах, работникам на реальном производстве, на стимулирующие меры в ключевых отраслях промышленности. В том числе должны быть изъяты любые сверхприбыли банков, образующиеся от курсовой разницы и прочей случайной конъюнктуры.
Мы должны чётко определить нашу основную задачу: сократить социальное неравенство за счёт создания нового «среднего класса», задействованного в реальном секторе экономики, с высокими зарплатами и достойным уровнем жизни. Нам нужно за короткий период сформировать порядка 50 миллионов человек, принадлежащих к новому «среднему классу». Мы уверены, что если не реализуем эти меры, то нашей стране будет крайне сложно занять достойное место в будущем миропорядке. Исходя из этого, мы и будем оценивать этот и последующий бюджеты. Пока мы видим, что с этими задачами бюджет не справляется.