КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Олег Смолин: Об изменениях в ЕГЭ: новые правки в экзамене по литературе

04.09 10:38

Дал развернутый комментарий для НГС.НОВОСТИ Омск о том, что происходит в ЕГЭ по литературе.

В прошлом году изменения в ЕГЭ по литературе прошли со скандалом. Тогда из программы пропали произведения Державина, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. При этом в списке появились современные авторы — например, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Евгений Гришковец, а также известные зарубежные писатели: Оруэлл, Хаксли, Кафка.

По этому поводу было много споров, обсуждений. В Рособрнадзоре объяснили, что произведения наших классиков ребята изучают с 5-го по 9-й класс, вопросы по ним есть в ОГЭ, а в ЕГЭ просто добавили новых авторов.

И вот в этом году требования снова поменяли — как по обязательному русскому, так и по литературе, которую сдают по выбору. Прежде всего изменения касаются критериев оценивания и списка авторов.

Недавно на сайте Федерального института педагогических измерений были опубликованы пробные варианты ЕГЭ-2025. В новых требованиях теперь прописано, что в сочинениях по русскому нельзя приводить примеры из комиксов и аниме, компьютерных игр и фанфиков, цитировать рэп.

Также нельзя использовать иностранные слова, у которых есть русские аналоги. Этот пункт, кстати, сразу вызывает вопросы. Скажем, распространенное сейчас слово «фейк» иностранного происхождения и имеет русский аналог: ложь. Но тем не менее в законодательстве закреплен именно этот термин — видимо, как более яркий.

Для кодификатора ЕГЭ по русскому ввели новый критерий — соблюдение этических норм. За нарушение проверяющий снимает баллы. Оценку также могут снизить за высказывания против российского законодательства.

Кроме того, нельзя использовать в качестве примеров экстремистские материалы, пропагандировать фашизм, антигосударственные и нетрадиционные ценности. За это экзаменаторы могут снять 1 балл.

Изменился также литературный список писателей. Вернули Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Грибоедова. Но убрали Варлама Шаламова — автора «Колымских рассказов» о жизни заключенных в советских лагерях, и бывших диссидентов Василия Аксенова и Георгия Владимова.

Из современных авторов исключили Виктора Пелевина, Ксению Драгунскую, Владимира Маканина, поэта Дмитрия Пригова. Произведения Захара Прилепина, включенные в прошлом году, в списке оставили. Из зарубежных классиков нет Кафки, Хаксли, Оруэлла.

Еще что касается отечественной литературы, в программе наряду с творчеством Александра Фадеева (роман «Молодая гвардия») остались и произведения Пастернака, и поэзия Бродского, и стихи Высоцкого. Из европейских поэтов удалось сохранить себе место, например, Рембо и Верлену.

А еще в списке появилась «Гибель империи. Российский урок» священника Тихона Шевкунова — современное историческое исследование 2018 года о влиянии Февральской революции на судьбу страны.

В целом изменения производят сложное впечатление.

Начну с того, что я думаю, это абсолютно правильно, что сочинения не должны базироваться на комиксах, аниме, компьютерных играх и фанфиках. Нужно стимулировать детей читать классику, а не попсу. Другое дело — если, например, ребенок цитирует как пример дурного вкуса, а потом об этом пишет. Такое можно только приветствовать.

Что касается фашизма или нетрадиционных ценностей: я даже не могу представить себе, чтобы кто-то в сочинении их пропагандировал.

А вот пункт о снятии баллов за высказывания против российского законодательства вызывает вопросы.

Я, например, берусь доказать, что статья 43 Конституции Российской федерации, посвященная образованию, написана очень скверно, потому что, если читать ее буквально, то можно вводить конкурсы и брать плату за старшую школу (полное среднее), но нельзя проводить конкурсы и брать деньги за среднее профессиональное образование. Но в жизни и по здравому смыслу всё наоборот. Интересно: если я напишу об этом в сочинении, меня за это накажут или наоборот, стимулируют, поощрят, потому что я обратил на это внимание?

Когда я смотрю на рекомендованный список литературы, то знаю точно, что прочитал книг больше, чем 99,9% современных школьников. Но в этом списке есть немало книг, которые я не читал. Поэтому я не думаю, что люди потеряют что-то важное, если не будут цитировать Пелевина. Тем более что значительная часть этих книг написана с употреблением ненормативной лексики.

За что убрали Оруэлла или Хаксли, мне не очень понятно. Особенно Хаксли, который прекрасно описал проблемы потребительского общества, оказавшись главным пророком. За что исключили Франца Кафку, не знаю. Он считается классиком критики бюрократии. Может быть, бюрократия ему этого не прощает.

При этом добавлю, что Президент неоднократно давал поручения по разбюрократизации системы образования. Этим летом Госдума приняла очередной законопроект, направленный на разбюрократизацию системы образования. Но, к сожалению, бюрократии действительно еще очень много. А это прямо сказывается на том, что мы теряем "живое образование".

Отдельно отмечу, что список обязательной литературы для детей нужно сокращать — но одновременно сделать экзамен по литературе обязательным.

Согласно соц. исследованиям, в средних классах книги читает лишь четверть детей, еще четверть читает, но немного, половина или читает совсем мало, или не читает совсем. В старших классах не читают 36% всех детей. Поэтому нам и надо добиваться, чтобы экзамен по литературе стал обязательным, чтобы он стимулировал детей читать.

Потому что человек читающий и человек, который смотрит картинки и лайкает котиков, — это разные психологические типы личностей. Читающий гораздо тоньше, сложнее. Но только ни в коем случае литературу нельзя принимать в форме ЕГЭ. Вместо этого предложить на выбор либо сочинение, либо устную форму, чтобы ребенок рассказал о произведении: что он читал, какие чувства у него это вызвало. Надо вернуть литературе ее изначальный смысл. Как говорила моя учительница, литература — это не учебный предмет, а воспитание души. В этом направлении нужно двигаться.