Предваряя пленарное заседание Госдумы, перед журналистами выступили депутаты КПРФ Н.В. Коломейцев, Р.М. Лябихов, О.А. Михайлов, А.В. Прокофьев.
Н.В. Коломейцев:
– Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня в Госдуме будет заслушан отчет за 2024 год Председателя Центробанка России Э.С. Набиуллиной. До этого в Госдуме был отчет Правительства РФ. Был отчет Счетной палаты и целый ряд других годовых отчетов. Кроме того, в повестке пленарного заседания 78 вопросов. Но навряд ли мы рассмотрим все эти вопросы.
Мы считаем, что денежно-кредитная политика Центробанка РФ в корне не правильная. Высокая ключевая ставка привела к высокой депозитной морже. В российских банках около 118 триллионов рублей депозитных денег. Т.е. 25 триллионов рублей – это «вертолетные» деньги, не обеспеченные товарами.
Меня учили в вузе, что инфляция – это необеспеченность денежной массы товарами. В нынешних условиях банкиру не выгодно вкладывать деньги в производство. Сложилась практика, когда государственные корпорации кладут деньги на депозит, а малых и средних поставщиков ставят в предбанкротное состояние.
Центробанк обязан нам объяснить, как он намеревается побороть высокую инфляцию, если мы не будем развивать собственное производство?
Полагаем, что, если Центробанк не найдет способ обязать банкиров инвестировать 118 триллионов рублей в производство, тогда впереди нас ждет большой кризис.
Р.М. Лябихов:
– Проблема ключевой ставки крайне важна на сегодняшний день. Образно говоря, это – кровь нашей экономики.
Но также существует проблема обманутых заемщиков. Граждане получали средства на строительство индивидуальных жилых домов у банков фактически на уровне потребительских кредитов. Гражданин в течение трех лет должен был оформить дом в собственность. Этим воспользовались мошеннические компании. Они роем вились вокруг банков. Банки аккредитовали компании у себя, показывали заемщику эту компанию. Говорили ему: вот с этой компанией ты должен работать. Так поступали даже крупные банки. На сегодняшний день 30 тысяч семей пострадали. Количество пострадавших продолжает расти.
К слову, в Татарстане уже возбудили уголовные дела.
Надо потребовать, чтобы гражданам не увеличивалась субсидированная государством ставка, потому что их вины в этом нет. А второе – искать виноватых. За чей счет эти проблемы будут решаться? Мы полагаем, что виновны банки, потому что они аккредитовали этих застройщиков-мошенников. Тем более, что прибыль у банков есть. И все инструменты у Центрального банка также имеются.
О.А. Михайлов:
– Уважаемые коллеги, на прошлой неделе Государственная Дума рассмотрела законопроект фракции КПРФ, направленный на то, чтобы прекратить уровень высокой аварийности на нефтепроводах, которые обеспечивают перекачку нефти от наших нефтедобывающих компаний.
К сожалению наш законопроект был отклонён «Единой Россией» и другими фракциями. И мы должны констатировать, что проблема остаётся, и она исключительно важна. Мы с вами помним ситуацию в Норильске на Ямале в 2020 году, когда произошёл колоссальный разлив – 21 тысяча тонн дизельного топлива попали в окружающую среду. Мы помним ситуацию, которая недавно сложилась в акватории Чёрного и Азовского морей – несколько тысяч тонн мазута привели к экологической катастрофе.
Я напомню, что только за 2 года в Российской Федерации произошли 26 тысяч аварий на нефтепроводах, а недобор нефти составил порядка 300 тысяч тонн. Эти колоссальные объемы нефтепродуктов нарушают состояние окружающей среды и вредят экосистемам страны.
Государственная Дума почему-то отстранилась от решения данной проблемы: профильные комитеты по промышленности и по энергетике, которые занимались этой проблемой, написали, что проблема решена и никаких действий больше не требуется. Но это не так: по официальным данным Минэнерго, причиной до 94% всех аварий является ржавая инфраструктура – она выработала срок своей эксплуатации.
Но нефтяные компании не готовы вкладывать деньги в ремонт инфраструктуры, им нужно извлекать прибыль и набивать свои карманы, и они не обращают внимание на состояние окружающей среды. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы обязать своевременно заменять инфраструктуру технических сооружений, которая обеспечивает нефтедобычу и транспортировку нефтепродуктов.
Ещё один важный момент: состояние наших особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В ноябре прошлого года в Москве был принят законодательный акт г. Москвы, который, фактически, вывел ООПТ, находящиеся в Москве, из-под действия соответствующего профильного закона об ООПТ. И превратил их все в особо охраняемые зеленые территории г. Москвы (ООЗТ). То есть, на эти территории более не распространяются Лесной кодекс, Земельный кодекс, и я уже не говорю о законодательстве об ООПТ. То есть, их можно застраивать и проводить там любые мероприятия.
Аналогичная ситуация складывается в других ООПТ на территории РФ: например, в заповеднике Кавказский – буквально в понедельник местные активисты выявили в нем (на территории плато Лаго-Наки) нахождение техники и бурильных установок. Оказалось, что там предполагается ведение земляных работ – и это в весеннее время, когда цветут краснокнижные виды растений! То есть, инициирующие эти работы не обращают внимания на природоохранное законодательство.
То же самое происходит и в Печоро-Илычском заповеднике на территории Республики Коми, который входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Руководство заповедника, фактически, запретило ученым посещать его, введя тарифы на посещение его территории, аналогичные туристическим. Хотя это совершенно разные вещи.
Меня в этой ситуации удивляет, что Минприроды и департамент по ООПТ самоустранились от решения данных вопросов: не отвечают на официальные запросы, которые я посылаю в их адрес. Мы настаиваем на том, чтобы наши ООПТ были неприкосновенны и защищены Российским законодательствам.
А.В. Прокофьев:
– Ко второму чтению подготовлен законопроект о так называемых гостевых домах. Мы убеждены, что законодатели руководствовались благими намерениями. Но у нас есть серьезные претензии к этому законопроекту. Этот законопроект порождает червоточины в земельном, градостроительном и жилищном кодексах. Он несет угрозы жителям, которые окажутся рядом с гостевыми домами. Он поставит в неравное положение предпринимателей, которые работают по действующему закону.
Регионов стало в пять раз больше. 15 номеров – это не маленькая гостиница, которая может появиться рядом с обычным жильем. Ко второму чтению, к сожалению, ограничения из текста убрали. Мы не знаем, какой будет верхний предел.
Это будет дополнительная нагрузка на инфраструктуру. На инженерные сети. Все это породит массу вопросов жильцов и муниципалитетов, которые не дополучат налоги на землю. В неравное положение будут поставлены предприниматели, поскольку они сейчас работают по другим тарифам. Они платят другие налоги.
Это ставит под угрозу всю текущую государственную политику в сфере туризма, которая направлена на создание высококачественных мест размещения. Мы не должны обесценить эту государственную политику.
Таким образом, в этом виде законопроект нельзя принимать. Он требует дальнейшей доработки.