Российский кинематограф выпустил в прокат фильм «Зоя». Авторы заявляли, что их цель – воссоздать реальную жизнь Зои Космодемьянской, показать ее подвиг, достойный преклонения потомков, тем самым очистить светлый образ героини советского народа от наветов, грязных домыслов, что потоками изливались в прессе в течение 30 постсоветских лет. Итак, достойная цель, благое дело. Но получилось ли?
ДЕНЬГИ на картину собирали всем миром. Заявленный бюджет – 150 млн рублей (сейчас, правда, говорят, что 90 млн). Главный автор сценария член Российского военно-исторического общества Андрей Назаров говорит так: «Этот фильм призван сплотить память о народной героине. Работая над ним, мы взяли рассекреченные документы, допросы свидетелей, основа его документальная». По его словам, работа велась пять лет, «стремились создать фильм, передающий советский дух, но в современной стилистике».
Режиссеры менялись, третьим и выпустившим в конце концов в свет фильм стал сериальщик Максим Бриус. Да, стилистика современная, есть спецэффекты, музыка создает эмоциональный фон. Но вот пошел сюжет, и зритель, думающий, читающий, постепенно начинает возмущаться, а следом и гневаться: правду же обещали!
Читаю зрительские отклики.
Искусственно, считают, притянут образ Сталина. Фашисты под Москвой, идет эвакуация промышленности, а Верховный Главнокомандующий лично ... инструктирует группу диверсантов и Зою. «Хорошо хоть в фильме нет кровавых упырей из НКВД, – пишут в отзывах. – Вроде как авторы Сталина не сильно осуждают за приказ «выгнать немцев на мороз» и ценят то, что он не уехал в Куйбышев, а остался в осажденной Москве. А с другой стороны – зачем вообще товарищ Сталин в этом фильме? Чтобы возложить на него вину за смерть молодых?»
* * *
«Нам показывают подготовку диверсантов и мучения их учителей, которые понимают, что шлют молодняк на смерть. Ну, вы же помните, что СССР Германию просто «трупами завалил»? Вот оно и туточки есть».
* * *
«Какую идейную нагрузку несет кадр, когда, заложив мину, красноармейцы затаились у дороги и немец мочится почти на лицо Зои? Что этим авторы хотели показать? Выдержку героини? Бесконечные кадры истязания плененной Зои Космодемьянской тоже избыточны. Большую часть фильма нам показывают, как ее мучают, даже режут, крупным планом ее окровавленная спина, лицо. Ко всему прочему мы еще узнаем, что Зоя подверглась групповому изнасилованию. В кино есть почти благородный немец, который восхищается выдержкой Зои, предлагает ей войти в когорту избранных. Зачем он здесь? Фашисты – довольно милые, чуть заигравшиеся мажоры, которые пытают Зою ради прикола».
* * *
«Зою в фильме «раскололи». Если в реальности немцы знали ее как Татьяну, то в фильме им доподлинно стало известно, что она Зоя Космодемьянская, и диверсантка... А почему в фильме Зоя не представилась Татьяной? Все очень просто. Татьяна Соломаха (подвигом которой восхищалась реальная Зоя) была героем Гражданской войны. В 1918 году ее пытали, а потом зверски убили белогвардейцы. Сейчас у нас другое время – белогвардейцев считают героями, поэтому такой острый угол решили просто обойти».
* * *
«Есть в фильме и русский народ, который проклинает не оккупантов, а саму войну и желает сгинуть всем – и нашим войскам, и немецким. Во как! Немцы живут на постое в избах, не выгоняя местных жителей в бани или сараи, как это написано во многих воспоминаниях. Не пришли б молодые диверсанты с поджогами, все в этой деревне было бы прекрасно».
* * *
«Зоя, судя по фильму, пошла на фронт, только когда узнала о смерти любимого парня. Воевала она, с ее слов, за брата Шурку, за маму, «чтобы спички не считала», за «трамвайчик от Сокольников», за булочку ржаную, «чтобы вернуть все, как было». То есть нам хотят показать, что Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская – из мелких обывателей, и она смогла за свои мещанские ценности идти на смерть?! А ведь это было первое поколение, выросшее при Советской власти, поколение идейных комсомольцев и коммунистов, свободных от религиозных и буржуазных предрассудков, которым чуждо было мещанское: «я, мое, мне».
* * *
«Вдумайтесь, погибнуть под пытками без надежды, что товарищи – те, кто идет за тобой, победят. Это подвиг особого рода. Поэтому народ избрал Зою в качестве символа, в качестве советской Жанны д’Арк. Страшной потерей для государства и для нас была потеря миллионов из этого поколения. Они были рождены и воспитаны для создания нового общества».
* * *
«Верю, что у тех, кто задумал фильм, были намерения вернуть доброе имя Зое Космодемьянской. Но при создании они столкнулись с дилеммой: как рассказать о насквозь советской до мозга костей девушке и ее поколении, чтобы при этом не повредить современному капиталистическому устройству, не заронить в голову зрителя мысль о том, за что же действительно шла молодежь на смерть? Ведь Зоя и ее ровесники воевали, в том числе, и против того, чтобы опять воцарилось классовое неравенство. Поэтому фильм получился с недосказанностями, недомолвками и с целыми кусками лжи».
* * *
И о Боге. Как же сегодня без этой темы. Люди грамотные отмечают в этой ленте скрытые намеки на Евангелие: например, некая женщина омывает Зое ноги перед казнью(?!). А в финале звучит песня со словами: «Шла девочка твердо к Голгофе русской ... изорвана в клочья на ней плащаница...». О комсомолке! И есть зрители, которые восхищаются этими аллегориями.
* * *
«Посмотрите документальное фото, – читаем в отзывах. – Почитайте свидетельские показания очевидцев. Ужаснитесь. Как современные сытые и благополучные могут передать все это?»
МОЖЕТ, слишком строг этот зрительский счет? Подводя итог, скажу: ну не станет фильм достойным ответом на бездарные картины нового времени о Великой Отечественной. Больше даже скажу: может, современным кинематографистам лучше вообще не касаться подобных трагедий? Выходит в лучшем случае надуманно, неубедительно, а в худшем – фальшиво и лживо.
Анна ЧАЛАЯ.