Совхоз Сосновский в Таврическом районе имел в своем штате 2 742 работающих. Плюс здесь обосновались «Сибирская МИС», профтехучилище, школа, больница, торговля, администрация и еще несколько небольших организаций. Всего около 4 000 работающих, проживающих на территории и имеющих право, согласно постановлению правительства и указу президента, на получение земельных паев в личную собственность. Как положено, собрали комиссию, долго обсуждали, спорили, приняли и подписали решение: 90% тружеников должны были паи получить.
Прошло некоторое время, подписи в протоколе решения сохранились, а содержание странным образом поменялось. В результате паи получили около 30% трудящихся, остальные земли отошли во владение пяти человек. Фамилии их засекречены. Было около ста судебных разбирательств. Результат их нулевой.
Часть владельцев паев переехала на «историческую родину» в Германию. Остальные, то бишь – мы еще можем пойти в лес за грибами правда, вооружившись: там развелись бездомные собаки. А вот наши ближайшие соседи, любомировцы, потеряли все свои паи: земля их теперь принадлежит соседнему государству – Казахстану, с вытекающими последствиями перехода границ, заграничными паспортами, визами и штрафами. Жители Одесского, Полтавского и других приграничных районов не понаслышке очень хорошо знакомы с этими условиями.
Около 500 семей имели земельные участки для посадки картофеля, который использовали для питания, кормления подсобного хозяйства. Излишки продавали или сдавали заготовительным конторам. Те забирали излишки прямо со двора. Прошло время, мы снова вернулись к копке лопатой, прополке – тяпкой. А ведь была ранее возможность за определенную плату осуществляли посадку, обработку и копку картофеля с механизацией. Я лично, один, делал это трактором примерно на 250 участках, размером 5, 10, 20, 30 соток. Наш опыт приезжали перенять специалисты из Голландии. Каждый владелец участка оплачивал налог за вспашку, которая велась одновременно. Этим вопросом занимался один специалист местной администрации. У него было еще много других обязанностей. А всего в администрации их было четверо вместе с руководителем. Сегодня работников в администрации местного поселения тринадцать. Сославшись устно на постановление правительства Российской Федерации и указ Президента, изъяли из частного пользования все участки, землю передали кому-то в аренду.
Я получил свидетельство на право пользования землей в начале 90-х годов. Регулярно и добросовестно оплачивал все налоги и за вспашку участка. Но 10 лет назад, когда у меня, как и у всех, отобрали мой земельный участок, я начал обращаться с вопросом: «Куда исчез он?» Первые 5 лет мне обещали решить вопрос. Я обходил с обращениями все органы, причастные к решению земельного вопроса. Мне стыдно за мою страну, что для решения какого-то маленького вопроса, я, семидесятилетний, должен судиться с армией в тысячу администраторов, юристов, прокуроров, следователей и судей, которые в 2018 году, прислали мне решение об оплате земельного налога, пеней, штрафов и судебных издержек за неуплату земельного налога за 2011 год. И только благодаря тому, что я сохранил документы об оплате, я доказал свою правоту и был освобожден от наказания.
В 2019 году совершенно случайно зашел я в только образованный расчетно-кассовый центр. Написал заявление об отказе. И через 15 минут девчонки, специалисты центра, освободили меня и от земли, и от налога за нее. Спасибо им большое.
За время моего пребывания депутатом местного Совета я столкнулся с полусотней проблем земляков. К большому сожалению, ни одного вопроса не удалось довести до конечного решения. Причина – бездействие районной администрации.
Василий ВИШНЯ.
село Сосновское, Таврический район.