Прогрессивная общественность мира 9 ноября отмечает 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева – одного из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа, как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.
Поэт, талант, аристократ, красавец
Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Решив поправить положение, женился на 28-летней очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым. Их второй сын, Иван, родился в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков (примерно 53 сантиметра – Авт.)». Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей, после рождения которого отец покинул семью.
До девяти лет Иван жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. С детьми занимались лучшие французские и немецкие гувернеры. В 15 лет Иван поступает на словесный факультет Московского университета, а через год – на философский факультет Петербургского университета. После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами. Примерно через два года он возвращается на родину, получает степень магистра греческой и латинской филологии, пишет диссертацию.
Однокашники его и друзья худо ли, хорошо, но прибились к заветному берегу. И только он, Тургенев все метался из стороны в сторону: то в Питер бросится невесть зачем, то в Москву, то в Спасское, то опять за границу – в Берлин, Дрезден, Мариенбад… Мелькали дни, недели, месяцы, не принося ни счастья, ни успокоения. Балы, маскарады, пустая светская болтовня в салонах ... Да что в них? Только одно оставалось – стихи. И желание писать вытеснило интерес к научной деятельности.
Именно в это время он знакомится с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским, Афанасием Фетом и многими другими литераторами. «На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев, – писал брату Федор Достоевский. – Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, – я не знаю, в чем природа отказала ему?»
Новые штрихи в биографии
И жизнь, и произведения писателя продолжают изучать и сегодня. Известно, что личная жизнь Тургенева, по его же признанию, не сложилась. Он говорил о себе: «всю жизнь прожил на краю чужого гнезда». Исследователи считают, что сыграла роковую роль в жизни сына мать писателя, Варвара Петровна, на характер которой повлияли жизненные обстоятельства. Отец ее умер, когда она еще не родилась. И до 16 лет девушка жила в жуткой обстановке: мать ее била, а отчим домогался. Кончилось все тем, что она полуодетая ночью сбежала к брату отца, Ивану Ивановичу Лутовинову. Он был человеком неженатым и принял ее как родную дочь, а потом оставил ей все свое огромное состояние. Варвара Петровна была поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя, занималась благотворительностью, открывала школы для крестьян, помогала обедневшим соседкам-дворянкам. Но одновременно секла провинившихся крестьян на конюшне, распродавала дворовые семьи по одному, разлучая детей с родителями. Родным ее сыновьям тоже доставалось… Она так и не приняла детей старшего сына Николая, который посмел жениться против воли матери.
Когда у юного Ивана случился роман с крестьянкой, то его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. О ребенке Тургенев узнал, когда девочке было уже восемь лет, и обратился за советом к Полине Виардо. Она ему ответила, что готова взять девочку к себе и воспитать как родную дочь. Тургенев отправил Пелагею в Париж, где она стала Полиной. Девушка выросла похожей на отца как две капли воды – высокая, статная, с абсолютно русским лицом. Но родной язык, конечно, забыла, хотя до конца жизни говорила с русскими интонациями, нараспев.
Полину Виардо, знаменитую французскую певицу и единственную любовь всей жизни Ивана Сергеевича, его мать не приняла, потому что она никак не соответствовала мечтам Варвары Петровны. Иван Сергеевич был любимцем матери, но это не мешало ей в наказание отказывать ему в финансовой помощи и лишать средств к существованию.
Интересно, что при росте 192 см, говорил он высоким и тонким голосом – фальцетом. Его считали человеком мягким, благородным, отзывчивым, но при этом он постоянно со всеми ссорился.17 лет не разговаривал с Л.Н. Толстым, порвал отношения с Фетом, Некрасовым, всем «Современником». Документы свидетельствуют о том, что он яро интересовался социально-политическими вопросами, а в личной жизни был скорее язвителен и ехиден, нежели нежен (так нам кажется при чтении его книг – Авт.).
На юбилейной выставке в Российской национальной библиотеке в этом году представлены не только письма, где Тургенев не благосклонно оценивает творчество своих великих современников, но и оригиналы «Записок охотника», черновики романа «Накануне» с правкой автора. Они наглядно показывают, как он был требователен к самому себе, как многое ему не нравилось в текстах, признанных впоследствии шедеврами.
Немного о наследии
– Тургенев один из самых универсальных русских писателей, – считает директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак. – Он писал стихи, рассказы, повести, романы, драмы. Кстати, он был ведущим драматургом в Санкт-Петербурге на рубеже 40-х годов XIX столетия (пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» – Авт.). Он мастер эпистолярного жанра. Он выдающий мемуарист, критик и публицист.
В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», а немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника». Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» – обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства – с крепостным правом. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя – «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года публикуется роман «Дворянское гнездо», который оказался невероятно популярен в России.
А далее – «Отцы и дети». Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени, в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Роман отлично приняли критики, но либералы – нет. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.
Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку».
Главные особенности его романов: они всегда короткие; всегда полифоничны (все персонажи говорят по-своему, есть и авторский голос, но верить ему нельзя); всегда с глубоким подтекстом, мораль спрятана глубоко; теснейшая связь с современностью; каждый роман построен вокруг нового героя, а точнее, нового поколения.
Посол русской культуры
После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером. Во многом благодаря его усилиям меняется отношение к русской литературе и культуре и в Европе, и в Америке.
«Острый и тонкий наблюдатель», – писал о Тургеневе французский классик Проспер Мериме. «Гениальный романист, изъездивший весь свет», – это уже Мопассан. «Давно уже вы являетесь для меня мэтром, меня изумляет ваш талант», – из письма автора «Мадам Бовари» Флобера. «Если английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он обязан Тургеневу», – Джон Голсуорси.
Вот что пишет сегодня о юбиляре председатель Координационного совета Всероссийского созидательного движения «Русский лад» В.С.Никитин:
– Важно подчеркнуть, что Тургенев очень современен, потому что по масштабу и содержанию личности также как Пушкин, говоря словами Н.В.Гоголя, опередил время на 200 лет... Он должен навсегда остаться в памяти потомков. Во-первых, как пример, достойный подражания в бережно-благоговейном отношении к великому и могучему русскому языку, к красоте родной природы, духовной мощи русского народа и его стремлению к справедливости, к жизни по правде. Во-вторых, как вдохновитель и организатор создания в России полноценной русской литературы в виде мощной и влиятельной общественной силы, ...объединяющей вокруг себя людей разных сословий и нацеливающей их на решение социальных проблем, на мировоззренческое единство ради спасительного обновления России. В-третьих, как настоящий посол русской культуры в Европе, возводящий мост дружбы и взаимопонимания между Россией и Европой, но при этом твердо заявлявший, что его берег – Россия.
Татьяна ЖУРАВОК.