Это интервью депутат Госдумы РФ от Омской и Тюменской областей, председатель Всероссийского движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки (ДПА) генерал-лейтенант Виктор Соболев дал перед Новым годом в ходе «региональной недели». Поэтому основными вопросами были те, которые касались итогов года.
– Виктор Иванович! Что удалось Вам сделать за год как депутату?
– Наверное, будет сложно перечислить все. Поэтому просто приведу слова председателя ЦК КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова, которые он сказал 18 декабря на завершающем осеннюю сессию 2024 года заседании Госдумы: «Хочу поблагодарить генерала Соболева, который объехал все заводы, обеспечивающие обороноспособность страны. Наша информация для президента, правительства и министра обороны является первоисточником. И на многие вещи они очень быстро реагируют». Как раз именно в этом, в работе с предприятиями оборонной промышленности, и заключалась моя основная депутатская работа.
– Но Вы занимались не только сегодняшними проблемами оборонной промышленности. 21 декабря в общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО), кстати, очень престижном в академических кругах объединении, прошла научно-практическая конференция «Верховный главнокомандующий Великой Победы», посвященная 145-летию со дня рождения Сталина. На сайте ЦК КПРФ написано, что вы делали основной доклад.
– Да. Постарался сказать о том, что Победа была достигнута не только за счет героизма наших солдат, но и за счет превосходства социалистической экономики над капиталистической. В предвоенные годы в ходе индустриализации было построено более 9 тысяч предприятий, созданы новые виды вооружений. В годы войны многие оборонные предприятия были эвакуированы из западных областей страны на восток и продолжали работать. Только один пример. В 1945 году зарубежные эксперты предсказывали длительное восстановление экономики СССР. Предполагалось, что этот процесс займет едва ли не четверть столетия. Но наша страна уже в 1948 году достигла уровня довоенных показателей экономики. И это подчеркивает величие Иосифа Сталина, в полной мере использовавшего возможности плановой экономики.
– И все же: расскажите, каким был для Вас этот год!
– Год этот был сложным, напряженным. Вместе с тем он был очень плодотворным. Мы, фракция КПРФ, внесли за год 204 законопроекта, из них 115 были приняты, то есть стали законами. В основном это законы социальной направленности, законы, направленные на поддержку участников СВО и членов их семей. Законы, которые улучшают работу нашего оборонно-промышленного комплекса. В целом оборонно-промышленный комплекс по итогам прошлого года увеличил выпуск продукции в 6,4 раза. Итоги за этот год еще не подведены, думаю, они будут не меньше. Что тормозит, о чем говорят руководители предприятий? Я сегодня общался с ними в Омске. Говорят о том, что учетная ставка Центрального банка тормозит развитие предприятий, в том числе – и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Деньги под развитие необходимо брать в виде кредитов в банках, а ставки по кредитам значительно выше, чем предприятие может их вернуть. Поэтому или не развиваться, или взять кредит и превратиться в банкрота. Вот этот вопрос нужно решать и решать немедленно. В целом об этом говорят и министры Правительства страны, в том числе и Министр промышленности и торговли Алиханов. Недавно он встречался с нашей фракцией и говорил о том, что при нынешней учетной ставке в принципе никакого развития быть не может. И вице-премьер Хуснуллин об этом говорил. Даже строительство развиваться не может при нынешней учетной ставке. Рентабельность для предприятий оборонно-промышленного комплекса не может быть больше 10 процентов. Если кредит 20 и более процентов, то – как? Никак. На предприятиях утверждены инновационные программы, но под них нужны деньги. Деньги с такой учетной ставкой взять предприятия не могут. Поэтому или остановить развитие, или искать какой-то выход.
– Я одного не понимаю. Предприятия оборонно-промышленного комплекса принадлежат государству. Государство имеет бюджет. Неужели государство не может напрямую, минуя банки, профинансировать программы развития?
– Все инновационные программы, в том числе и оборонно-промышленного комплекса, должны обеспечиваться деньгами. Бюджет на данное время обеспечить развитие не может. Нужны кредиты.
– Так работает экономика при капитализме?
– Да. А кредиты невозможны при той учетной ставке, которую установил Центробанк. Он бы и еще больше, наверное, установил, но, видимо, дали команду остановиться. Якобы экономика у нас «разогрета». Вот так они «борются с инфляцией». Они хотят затормозить развитие. Причем сами об этом даже говорят. Но куда дальше тормозить? А инфляция никуда не девалась. Сегодня услышал в новостях: картофель подорожал на 68 процентов. Картофель! У нас в Тюменской области есть предприятие «КРиММ», которое только в прошлом году произвело 140 тысяч тонн картошки. Как может стоимость картошки вырасти на 68 процентов? У нас рекордные урожаи зерна уже третий год. Как могут дорожать продукты? Причем мы вывозим большую часть зерна за рубеж, не развиваем свое животноводство. Для чего? Для того, чтобы иметь валюту. Мы не вышли из Международного валютного фонда. И до сих пор мы имеем право «напечатать» столько рублей, сколько, по курсу, заработали долларов или другой валюты от продажи продукции на экспорт. Ну, или взяли кредитов. Кредиты сейчас России никто не дает. Но при таких условиях развитие невозможно. Об этом только что говорили на встрече директора омских оборонных заводов. При такой учетной ставке никакого развития, никакого выполнения инновационных программ, которые намечены и утверждены, невозможно. Год-два назад, при той учетной ставке, они были бы выполнены. Сейчас это невозможно. Хотя государственный оборонный заказ значительно увеличился, в том числе и на 2025 год. Чтобы его выполнить, нужно развиваться. Развиваться невозможно, потому что такая учетная ставка. Поэтому есть проблемы, и по возможности будем их решать.
– При социализме все это гораздо проще делалось.
– При социализме мы обладали финансовым суверенитетом. Под развитие мы могли делать такую денежную эмиссию, ограничением которой могут быть только ресурсы. Если ресурсов нет, то деньги печатать нельзя. Если есть ресурсы – трудовые, сырьевые и так далее – то денег должно быть столько, чтобы эти ресурсы освоить и развиваться. Пока у нас финансового суверенитета нет. Хотя Президент сказал, общаясь с гражданами во время «прямой линии», что основой любого государства является суверенитет. Нужно его добиваться. Выйти из Международного валютного фонда, ВТО и так далее. Мы – самодостаточная страна.
Беседу провела Евгения ЛИФАНТЬЕВА.