«Как нам сохранить память о великих актёрах?» Лидер КПРФ – с политическим обозревателем KP.RU Александром Гамовым
…– Геннадий Андреевич, я почему вам решил позвонить? Потому что видел вас и в Большом театре, встречал и в других театральных коллективах. Как нам сохранить память о великих актерах?
– У меня в рабочем кабинете висит фотография, где запечатлены четыре титана русской культуры. Юрий Соломин, Василий Лановой, Александр Михайлов и Михаил Ножкин.
Мы в свое время – это был еще 2016 год – поставили задачу: все сделать для того, чтобы не только сохранить память о выдающихся мастерах советской эпохи и нынешнего нашего времени, но приумножить ее. И договорились с Кремлевским Дворцом накануне Дня Победы проводить прекрасные концерты, посвященные нашей великой культуре, Великой Победе и славному подвигу Красной Армии, которая разгромила фашистский рейх.
Мы, по сути дела, спасли не только себя, а и все человечество от коричневой чумы. Об этом, к сожалению, на Западе уже забывают.
– Вернёмся к этой замечательной фотографии в Вашем кабинете – я ее видел…
– Да, Саша, двое – а я с ними дружил – ушли уже в мир иной, но они, как всегда, останутся с нами.
Двое, слава Богу, живы – и наша дружба продолжается.
Это – люди удивительно высокой культуры, которые через всю свою жизнь пронесли чувство патриотизма, настоящей духовности и заботы о том, без чего мы не можем жить.
Сегодня самая большая жажда – нехватка духовного хлеба, и это ощущается во всем. И в семье, и в детском саду, и в школе, и в вузе.
И, особенно, на фронте. Посмотрите, кто сражается самозабвенно, отчаянно и очень храбро сегодня в зоне СВО? Люди, которые руководствуются законами справедливости, духовности и божественными законами, без которых невозможно построить нормальную жизнь.
Вот меня всегда подкупало в этой удивительной четверке беззаветное служение Отчизне.
Василий Лановой останется в памяти как тот герой, который сражался за честь офицеров и прошел через горнило гражданской войны, Великой Отечественной и мировых сражений.
Юрий Соломин, сам уроженец Сибири. А я, кстати, когда впервые попал в Сибирь, был в восторге от того, что увидел там не только огромные просторы, великие запасы, классные наши стройки, но и там оказались очень духовно богатые и могучие люди.
Я там и с Валентином Распутиным познакомился, увидел, что такое забота о культуре в Красноярском крае, который простирается от Минусинской долины до Таймыра.
И вот они принесли все это величие с собой – в большую нашу культуру.
Все было в 90-е годы – это нашествие либеральщины, американщины, этой гадости и мерзости, которая отравляла душу, которая сцену в некоторых театрах превратила в порнографию. От этого тошнит просто всех, и все поняли, насколько опасна эта отрава.
Осознать это, защитить наше искусство помогают наши Великие Мастера, которые и сегодня с нами.
Дай Бог здоровья Михаилу Ножкину. Мы с ним проводили целую серию его отчетных концертов и в Колонном Зале, и в Кремлевском Дворце, и в Храме Христа Спасителя. Александр Михайлов сейчас продолжает славные русские традиции.
Но беда в том, что уходит великое поколение. Ушли Кобзон и Говорухин – они были украшением не только сцены и кино, но и Государственной Думы.
Ушел Володя Меньшов, который у меня в Орле свою дипломную работу готовил… Уходят гиганты.
– А достойно ли мы их память сохраняем? Или какие-то ещё меры нужны?
– Не просто – достойно, а боремся, чтобы так и было.
Но я очень обеспокоен тем, что вокруг такого рода театров сразу появляются эти жучки из 90-х…
Это такая духовная отрава, которая под сладоголосие о перестройке, демократии, гласности свои делишки обделывает, набивает карманы и потом, при первой опасности, смоется – кто куда сбежит...
Сейчас надо подумать о новом, молодом нашем поколении, которое должно впитать все лучшее. Это большая и сложная задача.
Вот накануне Нового года мы пять часов беседовали с Владимиром Путиным, и он этим крайне обеспокоен, и я его прекрасно понимаю. Потому что в этом мире можно побеждать, если у тебя есть мощный фундамент – не только материальный, не только военный, оборонный, но и – духовный, политический, моральный. А без таких людей, как Соломин, Лановой, Михайлов, Ножкин создать такую основу невозможно.
Нам надо продолжать славные традиции и закладывать их, прежде всего, в школе и в семье. И это будет лучшей памятью тем, кто ушёл, но оставил нам свое великое наследство.
И не зря объявили 2024-й – Годом семьи, а закончили 2023-й – Годом, посвященным учителю и наставнику.
А что такое наставник? Наставник – это лучший учитель. Я горжусь тем, что у меня были великолепные учителя и наставники. Меня мать учила с первого по четвертый класс, отец – с пятого и далее. Я сам начал в 17 лет учителем Северской сельской школы в Орловской области.
У меня был великолепный наставник по истории Михалев Юрий Михайлович в Орловском университете. Иванов Альберт Петрович, с которым мы в своё время подготовили план развития города Орла на 30 лет вперед…
И такого рода учителей и наставников в России много. Они, как и выдающиеся деятели культуры, наше богатство, которым надо дорожить.
– Понял. Спасибо Вам огромное, товарищ Генеральный секретарь.
– Давай…