«Единая Россия» и правительство не хотят выполнять Конституцию. Такой вывод напрашивается из обсуждения на пленарном заседании Госдумы 13 июня законопроекта КПРФ о Конституционном собрании, внесённого ещё в прошлом созыве парламента. Под ним поставила свою подпись добрая половина фракции коммунистов во главе с Геннадием Андреевичем Зюгановым.
Это уже седьмая и, увы, безуспешная попытка с момента принятия нынешней Конституции РФ ввести в правовое поле институт высшей власти, который способен, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «переформатировать политическое, экономическое, социальное пространство, изменить существующую модель общественного и государственного устройства, направить страну на новый путь развития».
Законопроект о Конституционном собрании, выделенный фракцией КПРФ как приоритетный, представил один из его разработчиков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков.
Согласно этому документу, Конституционное собрание должно созываться сроком на 12 месяцев. Предусматривалось, что в его составе будет 335 членов, из них 10 по должности, в том числе президент, председатели обеих палат парламента, премьер-министр, уполномоченный по правам человека, генпрокурор и др., 100 по назначению — это юристы, представители общероссийских общественных и религиозных объединений, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, и 225 мест отводилось гражданам, избранным в Конституционное собрание на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, Конституционное собрание на треть состояло бы из профессионалов и на две трети — из представителей народа.
Юрист Синельщиков подчеркнул, что принятие закона не обязательно влечет за собой немедленный созыв Конституционного собрания. Но такой нормативный акт должен быть принят. В противном случае это означает необязательность исполнения предписаний Основного Закона страны, что недопустимо.
В статье 135 Конституции РФ говорится о механизме изменения положений глав 1, 2 и 9, в которых закреплены основы конституционного строя, определены права и свободы человека и гражданина, а также содержатся условия внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. Эти главы не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Но если две трети членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы поддержат такое предложение, то в соответствии с федеральным конституционным законом должно быть созвано Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность действующей Конституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Но закона о Конституционном собрании нет, и ни парламентское большинство, ни правительство не озадачиваются этой проблемой.
Юрий Синельщиков напомнил, в каких условиях принималась нынешняя Конституция, которую не зря называют «расстрельной». Референдуму по Конституции, состоявшемуся 12 декабря 1993 года, предшествовали драматические события сентября — октября, когда президент распустил парламент, а здание, которое отказались покинуть депутаты, огородили запрещенной во всём мире колючей проволокой и расстреляли из танков. Погибло множество невинных людей. Эти страшные события не могли не сказаться на референдуме. Из 106 миллионов избирателей около 33 миллионов проголосовали за неё, 23 миллиона — против, 40 миллионов вообще не пошли на голосование. И вот уже три десятка лет идёт спор: если не пошли голосовать, значит, согласны с Конституцией, или не пошли, потому что против неё? — сказал Синельщиков.
Не разрядила ситуацию и конституционная реформа 2020 года, считает он. Тогда была нарушена процедура принятия поправок, предусмотренная статьёй 136 Конституции и Законом 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», согласно которым поправки к главам 3—8 Конституции должны приниматься федеральным конституционным законом и вступать в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, а поправки к Конституции могут охватывать лишь взаимосвязанные изменения конституционного текста. Между тем поправка, принятая Госдумой в первом чтении 23 января 2020 года, содержала более 40 самостоятельных, не связанных друг с другом поправок, которые должны были вноситься 6—8 отдельными законопроектами.
Без голосования по каждому изменению текста Конституции невозможно определить, что депутаты и граждане поддержали, а что нет, заметил Синельщиков. К тому же одни положения Конституции противоречат другим. Всё это даёт основания говорить о том, что внесённые в 2020 году поправки в Конституцию «бессистемны, хаотичны, а порой просто деструктивны». От разноголосицы определений, нарушения системности страдает сама Конституция. Например, есть в ней и сенаторы, и члены Совета Федерации, хотя речь-то идёт об одних и тех же представителях законодательной власти. Есть и другие несуразности.
Олег Смолин обратил внимание на то, как распорядилась Конституция, которая принималась «втёмную» и «впопыхах», с системой образования. Так, статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Значит, за обучение в 10—11-х классах вполне можно брать плату. На момент принятия Основного Закона существовал начальный уровень профессионального образования — ПТУ, но Конституция, гарантируя бесплатность образования, его игнорировала, а затем он был уничтожен и фактически, что привело к нехватке рабочих кадров. Впрочем, нарушается и положение Конституции относительно среднего специального образования: 43 процента учащихся колледжей за обучение, в том числе и по общеобразовательным предметам, платят.
В 2020 году, когда президентом были инициированы изменения в Конституцию, фракция КПРФ настаивала не на «ямочном», а на капитальном ремонте Основного Закона государства, предлагая 15 поправок, которые затрагивали принципиальные экономические, политические и социальные вопросы, напомнил Николай Осадчий. Среди них — приоритет государственной собственности над частной в вопросах владения природными ресурсами и землёй, необходимость государственной идеологии, без которой невозможны выстраивание единой системы ценностей и воспитание подрастающего поколения.
Конституционные преобразования необходимы, убеждены во фракции КПРФ, а начинать их надо с принятия Закона о Конституционном собрании, за которым должна последовать серьёзная переработка самой Конституции. Над этим сейчас трудятся депутаты-коммунисты.
Приоритетным фракция КПРФ определила и свой законопроект об усилении уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства. Его подготовили Николай Коломейцев и Юрий Синельщиков. Законопроект предполагал отнесение преступлений, связанных с фальсификацией избирательных документов и итогов голосования, с незаконной выдачей и получением избирательного бюллетеня, к разряду тяжких, которые наказываются лишением свободы сроком свыше пяти лет. В этом случае раскрываемость таких преступлений была бы значительно выше, поскольку можно было бы задействовать все возможности уголовного розыска, считают авторы законопроекта. А сейчас половину возбуждённых уголовных дел по таким преступлениям прекращают, потому что сложно разобраться с доказательной базой, и фальсификаторы, как правило, отделываются штрафами.
Также предлагалось дополнить Уголовный кодекс статьёй 142.3, преду-сматривающей ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом избирательной комиссии своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного к ним отношения, если это повлекло совершение другими лицами преступлений в сфере избирательного законодательства.
Нарушения на выборах сродни захвату власти или незаконному её удержанию, выражая точку зрения фракции КПРФ, заметил Алексей Куринный. Коррупция экономическая, с которой наше государство вроде как усиленно борется, начинается именно с нечестных выборов, убеждён он. Следовательно, надо ужесточать наказание за фальсификации на выборах. «Единороссы» так не считают, поэтому и заблокировали принятие законопроекта.
В отведённое для выступлений фракций по актуальным вопросам время от фракции КПРФ выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков. Его выступление публикуется в сегодняшнем номере «Правды».