КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

«Товарищу Нетте, теплоходу и человеку…»

тн

15 августа 1896 года родился знаменитый дипкурьер Народного комиссариата иностранных дел СССР Теодор Нетте.

До поездки в поезде Москва – Рига 5 февраля 1926 года биография Теодора Нетте была ничем особенным не примечательна. Сын простого работяги, латыш, социал-демократ и большевик с 1914 года. После того как «Аврора» сделал свой знаменитый выстрел, был отправлен на родину подпольщиком – ковать дело революции. Потом в Гражданскую был коммисаром в 1-м Латышском стрелковом полку, некоторое время поработал в Наркоминделе.

В 1922 году, когда основную контру добили, товарищ Нетте вернулся в Наркоминдел, где были нужны такие люди – умеющие обращаться с оружием и не задающие лишних вопросов. Так товарищ Нетте стал дипкурьером. И понеслась. Кстати, во время одной из поездок он познакомился с Маяковским.

Дипкурьер вполне может говорить о том, что его служба опасна и трудна. Ведь хотя груз, который он везет, по дипломатическим законам неприкосновенен даже во время военных действий, это порой не останавливает врага, противника или просто бандюгана. Поэтому курьер едет с оружием, ведь он главный гарант тайны диппочты. А ставят на пост дипкурьера только проверенных товарищей.

Такими надежными товарищами и были Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь, отправившиеся в очередное задание – доставить дипломатическую почту из Москвы в Ригу. Поездка начиналась отлично – курьерам положено отдельное купе, зимние виды за окном, горячий чай с сахаром. И все было хорошо, пока 5 февраля на перегоне Икшкиле – Саласпилс в вагоне не раздался странный шум. Махмасталь выглянул из купе и увидел несколько неожиданную картину: два типа непонятной наружности, потому как в масках, стояли около соседнего купе и держали на мушке советского торгового представителя Печерского и проводника, требуя от них показать, в каком купе находятся курьеры. Иоганн сориентировался быстро и предупредил Нетте, что сейчас будет жарко. Заодно попытался закрыть дверь в купе, но некстати упал тюк с почной и дверь закрыть не получилось. К этому моменту нападавшие поняли, куда им надо, а Нетте расположился в самой удобной позиции, которую только можно было найти в купе – на верхней полке. Нападавшие ворвались в купе и первый выстрелил в находившегося на нижней полке Махмасталя. Пуля угодила в живот, но он остался жив. В тот же момент Нетте с верхней полки выстрелил в этого бандита, но падая, тот успел выстрелить в Махмасталя еще раз и попал ему в руку. Но тот перехватил револьвер другой рукой и открыл огонь. А Нетте тем временем выстрелил во второго налетчика и опять попал, но не убил его. А налетчик, выстрелив в ответ, попал Нетте в голову и убил того наповал. Тело Нетте слетело с полки, но зато прикрыло коллегу. В дальнейшем проведенная экспертиза показала, что именно Нетте ранил обоих нападавших. Махмасталь расстрелял все патроны. И уже после того как патроны кончились, у купе появился еще один человек с парабеллумом в руке. Он посмотрел на раненого курьера, но не стал его добивать, хотя мог сделать это без проблем. Вместо этого он прошел дальше, нашел нападавших бандитов, ослабевших от ран и пытавшихся покинуть поезд. Неизвестный пристрелил обоих бандитов и спрыгнул на ходу с поезда. Когда поезд пришел в Ригу полиция и советские дипломаты увидели в купе тело погибшего Нетте и окровавленного Махмасталя, сжимавшего в левой руке револьвер и никого не подпускавшего к дипломатической почте. Нападавшие бандиты были братьями Габриловичами, поляками из Литвы. Теперь уже никто не скажет, что вообще означало это нападение – было это провокацией или попыткой ограбления. Следствие так и не нашло зацепок. А товарищ Нетте и его оставшийся в живых коллега Иоганн Махмасталь были награждены орденами Красного Знамени – один вживую, второй – посмертно. В честь Нетте переименовали пароход «Тверь», а кроме того, Маяковский написал свое знаменитое стихотворение.