День работников речного и морского флота — это профессиональный праздник, который отмечается ежегодно в первое воскресенье июля по решению Верховного Совета СССР с 1981 года.
Морские и речные суда — одна из базовых экономических отраслей, и в этом огромная заслуга многих людей, которые посвятили свою судьбу сложной работе, связав свою жизнь с данной областью.
Первое празднование этого Дня выпало на воскресенье, 5 июля 1981 года и на некоторых судах Черноморского морского пароходства его отмечали различными соревнованиями. Так на пароходе «Металлург Байков» с 5 по 12 июля проводилось соревнование по стрельбе из пневматического ружья, что являлось также частью программы ДОСААФ по военной подготовке гражданских моряков в период Холодной войны.
До 1981 года работники морского торгового флота, включая моряков, не имели своего праздника. Однако, в Черноморском морском пароходстве (возможно и не только в нём) считали 24 июля не только Днём Военно-Морского Флота СССР, но и Днём всех Работников Морского Флота СССР. На то в Черноморском морском пароходстве были свои причины - именно суда это пароходства принимали самое большое участие в военных перевозках СССР, в прорыве блокады Кубы и в прочих перевозках в горячие точки планеты. Но торговые моряки не праздновали этот день, 24 июля, так как не считали его своим. Однако, поздравительные телеграммы от руководства пароходства следовали в адрес судов и моряков.
На протяжении Дня гражданского флота на главных площадях портовых городов и сейчас проходят красочные праздники и фестивали, во время которых горожане воздают почести своим героям-покорителям морей и рек. Улицы украшаются лентами и поздравительными плакатами, повсюду играет праздничная музыка, а ночью всех гостей мероприятия ожидает яркий салют.
Историческая справка: История флота России началась в 1696 году. 30 октября по решению Петра Первого Боярский совет разработал Указ о постановлении морских судов. Принятие этого решения стало по-настоящему историческим, поскольку вследствие его действия Российской Империи была уготована судьба крупнейшего морского государства. На протяжении последующих лет был создан постоянный российский флот, изготовлено более ста линейных лайнеров, около сорока фрегатов, порядка шестидесяти бригантин, огромное число скампавей и небольших судов.