КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Советская Россия": Продолжает простаивать

02.11 12:50

Под экономической мобилизацией следует понимать максимально полное использование имеющихся ресурсов и их неуклонное наращивание в соответствии с поставленными целями. Основные виды экономических ресурсов – людские (трудовые), природные, производственные (основные фонды), научно-технические и финансовые. Остановлюсь подробнее на первом из названных видов ресурсов – трудовых. Без приложения труда невозможно оживить ни природные, ни производственные, никакие другие экономические ресурсы.

Мобилизация трудовых ресурсов предусматривает: 1) привлечение к трудовой деятельности всего трудоспособного населения; 2) повышение квалификации работников посредством обучения без отрыва от производства; 3) увеличение продолжительности рабочего дня и другие меры увеличения норм труда на период действия мобилизационного режима.

Более трех десятилетий назад Российская Федерация встала на рельсы капитализма (официально эта модель общественного устройства называлась «рыночной экономикой» или «системой свободного предпринимательства»). А раз это капитализм, то непременным атрибутом нового общественного устройства стала безработица, неполная трудовая занятость населения. В январе 1992 года безработными были лишь 0,1% экономически активных жителей страны. К началу 1996 года данный показатель достиг 3,7%. Однако в соответствии с методикой МОТ, учитывающей также людей, не имеющих работы, но не зарегистрированных на бирже труда, в марте 1996 года показатель безработицы в России достигал 8,5% (или 6,2 млн человек). Максимальный уровень безработицы в России был зафиксирован в 1999 году и составил 13% экономически активного населения. 2010 год был назван в России годом борьбы с безработицей. Принимались разные программы, законы, нацеленные на снижение безработицы, но выдающихся успехов достигнуто не было. На 2021 год среднегодовой уровень безработицы в России составлял 3 630,5 тыс. человек, или 4,84% от трудоспособного населения. Цифры достаточно условные, поскольку имеет место не учитываемая Росстатом теневая занятость и скрытая безработица.

Опыт мировых войн показывает, что в капиталистических странах с их хронической безработицей принимались меры по трудовой мобилизации. Массовый призыв на военную службу создавал дефицит рабочей силы на производстве и в других сферах экономики. Военные заказы были напряженными, иногда требовали не только двух-, но даже трехсменной работы. Принимались меры по привлечению к труду женской части населения и молодежи, даже детей старшего возраста.

Яркий пример такой трудовой мобилизации дает Америка времен Второй мировой войны. По словам Франклина Рузвельта, жертвы гражданских лиц, трудящихся в тылу, были не менее важны для победы, чем героизм солдат на фронте. Символом трудовой Америки времен Второй мировой войны стала клепальщица Рози, собирательный образ американских женщин. Их экономическое значение и вес в обществе значительно выросли. Если до войны большинство американских женщин были домохозяйками, то после войны женский труд наряду с мужским стал социальной нормой в США.

Что касается детского труда, то он был запрещен до войны, но после вступления Америки в войну законодательство о детском труде было изменено, подростки стали привлекаться на производство. С 1940 по 1944 год количество рабочих в возрасте до 19 лет выросло на 1,9 млн человек.

По данным американской статистики, в 1939 году уровень безработицы в США составлял 17,2%. Все еще продолжалась Великая депрессия, безработица (несмотря на программу общественных работ, инициированную Ф. Рузвельтом) была лишь немного ниже рекордных значений времен кризиса 1929–1932 годов. Уровень безработицы в 1941 году снизился до 9,9%. А дальше в результате целенаправленных действий администрации Ф. Рузвельта по трудовой мобилизации безработица начала стремительно сокращаться. Вот ее значения по годам (%): 1942 год – 4,7; 1943 год – 1,9; 1944 год – 1,2. Мобилизационный режим был отменен во второй половине 1945 года. В 1946 году показатель безработицы повысился до 3,9%. 1944 год считается рекордным по показателю занятости в американской экономике за все время статистического наблюдения за безработицей. В абсолютном выражении безработица в 1944 году составила всего 670 тыс. человек.

Однако Америка выглядит бледно на фоне Советского Союза, который начал проводить трудовую мобилизацию задолго до начала войны. Программа большевиков прямо предусматривала обязательность труда для всего трудоспособного населения. В Конституции РСФСР 1918 года содержалась статья, обязывающая всех граждан республики к труду: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест!»(Статья 18). Большевики почти дословно воспроизвели слова апостола Павла из Второго послания к Фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (3:10)! Положение первой Советской конституции об обязательности труда затем было перенесено в Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годы.

О трудовой мобилизации, которую проводило Советское государство в годы индустриализации, я писал и говорил неоднократно. Сообщу о том, как эта мобилизация была организована в годы Великой Отечественной войны (ВОВ). Статья 12 Конституции 1936 года гласила: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». Однако в условиях военного времени этого было недостаточно. Необходимо было ограничить возможность человека свободно выбирать и менять место своей работы, увеличить его трудовую отдачу за счет ужесточения режима работы, принимались меры по повышению профессиональной квалификации (прямо на рабочем месте – с помощью наставников), вводилась дополнительная ответственность за нарушение трудовой дисциплины и брак в работе, менялся возрастной ценз для тех, кто подлежал трудовой мобилизации и т.д. Уже Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» военным властям на подконтрольных территориях разрешалось привлекать гражданское население для проведения оборонных работ и охраны путей сообщения, вводить автогужевую повинность и др. Последующие указы Президиума ВС СССР отменяли очередные отпуска, заменяя их выплатами денежных компенсаций. Уже в 1941 году был введен 11-часовой рабочий день, допускались сверхурочные работы даже для лиц, не достигших 16 лет, был введен запрет на переход с одного места работы на другое.

13 февраля 1942 года был издан Указ Президиума Верховного Совета «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве». На предприятия и в организации призывали сотрудников – мужчин от 16 до 55 лет и женщин от 16 до 45 лет. Также мобилизовали учащихся в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленные и железнодорожные училища. От трудовой мобилизации освобождались женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, учащиеся средних и высших учебных заведений.

Последующие нормативные акты ужесточали режим трудовой мобилизации. Так, через полгода было принято Постановление СНК СССР от 10 августа 1942 года «О порядке привлечения к трудовой повинности в военное время», которое вводило новое понятие «трудовая повинность». Последняя могла иметь продолжительность до 2 месяцев при рабочем дне в 8 часов и возможности сверхурочных работ до 3 часов. По режиму трудовой повинности население мобилизовалось на временные и сезонные мероприятия по уборке урожая, работы на овощебазах и заводах, ремонтно-дорожные работы. Примечательно, что для женщин призывной возраст на трудовой фронт был увеличен до 50 лет, а возраст детей, дающий право матери на отсрочку от трудовой мобилизации, советское правительство снизило до 4 лет. Нарушения норм трудовой мобилизации влекли за собой уголовную ответственность.

Большим трудовым резервом были заключенные и граждане из категории «неблагонадежные». Из них в годы Великой Отечественной войны создавались временные трудовые коллективы в виде рабочих батальонов и трудовых армий, включенных в систему НКВД CCCР. Подвергались принудительному трудоустройству «неблагонадежные» иностранные граждане, которые были этническими немцами, финнами, румынами, венграми, итальянцами. Однако были и советские граждане-уголовники, представляющие самые разные этносы, традиционно проживающие на территории СССР. Трудовая деятельность осуществлялась в огороженных и охраняемых «зонах» с воинским внутренним распорядком. Основная сфера деятельности «трудовых армий» – лесозаготовки, добыча полезных ископаемых, строительство. Позднее, когда в страну стали поступать большие партии пленных (преимущественно немцев), они стали пополнять «трудовые армии». Последние «трудовые армии» были расформированы в середине 1950-х годов, когда пленные немцы окончательно вернулись на родину.

Теперь вернемся в сегодняшнюю Россию. Идет девятый месяц специальной военной операции, но до сих пор, к сожалению, никаких признаков трудовой мобилизации в Российской Федерации нет.

Ни в одном нормативном документе, принятом в РФ после 24 февраля, понятия «трудовая мобилизация» и «трудовая повинность» не применяются. Единственным нормативным документом, содержащим намек на трудовую мобилизацию, является Постановление Правительства РФ от 1 августа 2022 года №1365 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах». Согласно этому документу, в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса (ОПК), их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, участвующих в исполнении госконтрактов по гособоронзаказу, допускается привлечение работников к сверхурочной работе в течение года без их согласия, продолжительность которой не должна превышать 4-х часов ежедневно с оплатой всех сверхурочно отработанных часов не менее чем в двойном размере. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может составлять не менее 24 часов. Разрешается отзывать работника из отпуска без его согласия при условии уведомления не позднее чем за 3 дня. Допускается привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия с оплатой не менее чем в двойном размере.

О том, что реальной трудовой мобилизации в стране нет, свидетельствуют данные Росстата. По его статистике средний уровень безработицы в стране в трехмесячный период с декабря 2021 по февраль 2022 года составил 3 191,8 тыс. человек. Последние статистические данные: за трехмесячный период с июня по август 2022 года – 2 900,6 тыс. чел. Как видим, число безработных за полгода проведения СВО снизилась всего на 9,4%. Маловато! А ведь за кадром остается еще та часть экономически активного населения, которая не находится в списках безработных, но в активной экономической деятельности (по крайней мере, легальной) не участвует. Таковых, по данным Росстата, на конец прошлого года было 1 234,5 тыс. человек (категория «потенциальной рабочей силы»).

Я в одной из своих статей писал, что загрузка производственных мощностей многих стратегически важных промышленных производств находится на недопустимо низком уровне. Например, по производству электродвигателей загрузка в прошлом году составила всего 32%; подшипников – 22%; станков металлорежущих – 26%. Чтобы оживить простаивающие мощности, необходимы рабочие руки. А их на сегодняшний день в стране избыток.

Итак, российская экономика в условиях резко возросших внешних угроз продолжает простаивать. С одной стороны, мы видим гигантские производственные мощности, которые находятся в состоянии хронического простоя. С другой стороны, в стране гигантские количества свободных рабочих рук. Если соединить эти два экономических ресурса, мы увидим чудо экономического возрождения России. И чтобы чудо произошло, необходимо решение власти о проведении всеобщей экономической мобилизации.

В этой связи хочу упомянуть Федеральный закон от 30.01.2002 №1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении». Целый ряд его статей прямо предполагают проведение экономической мобилизации, в том числе и трудовой (хотя сам термин «мобилизация» не используется).

Очевидно, что введение в стране военного положения сделает трудовую и всякую иную экономическую мобилизацию не только возможной, но и обязательной. Но на днях президентским указом было объявлено военное положение в четырех субъектах Российской Федерации. Разве этого недостаточно для того, чтобы начать экономическую мобилизацию?

 

Валентин КАСАТОНОВ

профессор