Пожарный режим в 49 регионах
В Сибири и на Урале бушуют пожары. От огня уже погибли 18 человек, сгорели более 730 жилых домов, в которых проживали 1869 человек.
Значительный ущерб от природных пожаров в России в этом году уже превысил прошлогодний. И трагические цифры прозвучали на совещании с участием президента В.В. Путина. По словам руководителя МЧС Александра Чуприяна, с начала года на территории России возникло около 4 тыс. очагов лесных пожаров на площади 270 тыс. га. Особый противопожарный режим введен на территории 49 субъектов, в непосредственной близости от границ населенных пунктов полыхают 35 очагов на площади 1,7 тыс. га. К вчерашнему дню заполыхали Забайкалье и Бурятия. Суммарно площадь огня достигла 5,3 тыс. га. Об этом говорится в сводке Авиалесоохраны.
Буквально накануне пожары начались в Курганской области, на Кузбассе, в Красноярском крае, Иркутской, Новосибирской и Омской областях. В результате пожаров в 46 муниципальных образованиях, 72 населенных пунктах сгорели 1298 строений. По словам губернатора Красноярского края Александра Усса, причиной крупных пожаров в регионе могли стать сбои в системе энергоснабжения из-за урагана – «перекрест проводов, падение на них деревьев и так далее». Глава Кузбасса Сергей Цивилев также назвал причиной пожара в одном из населенных пунктов обрыв линии электропередачи. Что спровоцировало пожары в других поселениях, еще предстоит установить.
***
Самый страшный пожар произошел в небольшом городке Уяре Красноярского края. Праздничные выходные обернулись для уярцев настоящей трагедией. По официальным данным, сгорел 201 дом, и 211 семей остались без крова, одежды и денег.
Пожар, по словам местных, начался с поля на окраине Уяра. Огонь очень быстро дошел до деревянных домов и перекинулся на них. Все началось около полудня, и буквально через пару часов уже горели несколько улиц: Четвертая и Бограда выгорели полностью. Дома на Третьей и Пятой тоже захватило. Пожарных машин в поселении оказалось всего две.
Женщины не могут сдержать слез, некоторые рыдают во весь голос.
– Господи! Как нам теперь жить, ведь ничего не осталось! – срывается на крик погорельцы.
После фразы представителя губернатора Усса Владимира Шаешникова о том, что 95% сгоревших строений – это «старые деревянные дома», люди взорвались. Стали возмущаться и говорить, что это неправда.
– Там больше половины новых домов! Центр города выгорел, там двухэтажные дома стояли новые. Где-то в переулках, может, и были старые домики. Я сама на пожаре три раза была, там выгорели новые дома. Бред какой-то несут вообще! – возмущается жительница Уяра Ольга.
Житель Уяра Валерием показал местным журналистам дом, который он пытался спасти. Он говорит, что жилища можно было спасти, если бы пожарные пришли на помощь вовремя.
– Вот здесь пожарные поливали, хотя без толку было поливать, тот дом уже полностью сгорел. А наш дом можно было отстоять, если бы они потушили сарай. Пламя с него перекинулось и за три минуты полностью уничтожило наш дом. Если бы этот сарай потушили, все эти дома можно было бы спасти. Мы сначала лопатами сбивали пламя, закидывали землей, потом за водой стали бегать с ведрами, проливали, но это не помогло. Нас просто проигнорировали – стояли и лили воду на головешки. Все старания были напрасны, – сокрушается Валерий.
По его словам, местным жителям не под силу заново отстроить дома.
– У нас куб дерева стоит больше 20 тысяч рублей. А у меня зарплата – 15 тысяч рублей. Здесь нигде не платят нормально, чтобы дом построить можно было. Конечно, хотелось бы, чтобы государство помогло. Кто еще поможет? Цены на жилье поднялись. Меньше миллиона – это только однушка занюханная, – поясняет Валерий.
Людям от отчаяния становилось плохо…
Уярец Андрей, отец двоих маленьких детей, не может даже словами передать свое горе. Он строил свой дом 15 лет…
– Я работал на четырех работах, чтобы мои дети жили, как нормальные люди. А этот полпред губернатора нам тут говорит про какие-то дома в 40 квадратов. Мы только успели ребятишек вытащить из пожара, сгорело всё. Нам сказали: «Езжайте в ПТУ, во вторую школу», там развернуты пункты временного размещения. Как я там буду детей кормить, как буду спать укладывать? Вон видите, едет старенькая пожарная машина ЗИЛ? Ну что эта машина может потушить? У нас на весь Уяр вот такие две машины, и всё, больше ничего нет. А вот эта техника, которая сегодня ездит, – нагнали с районов. Только зачем они сейчас уже тут? Этот пожар – халатность властей! От первых сгоревших домов до моего – два квартала, никто ничего не тушил. Почему не приехал губернатор? – возмущается погорелец Андрей.
Люди искренне боятся, что никто им не поможет.
– У меня новый дом был, он еще не введенный в эксплуатацию, но мы там жили, боялись, что обворуют, достраивали. У меня только разрешение было на строительство. Я вообще не знаю, помогут ли мне. У меня прописка красноярская. Я вообще, видимо, ничего не получу за свой дом. Он мне очень дорого обошелся, из 22-го бруса струганого строили. Деревянный, с гаражом и баней. Они его даже не тушили, – сбивается на слезы Лариса. – Успели только машину из гаража вывезти и баллоны газовые, чтобы не взорвались. Вся одежда, всё сгорело. У меня на помощь надежды мало, мне вообще ничем не помогут, дадут на хлеб. На пенсию вышла, но что я на пенсию построю? У меня двое приемных детей, как помогать им? – добавила она.
Все, кто может, принимают погорельцев у себя. Родственники, друзья, у кого жилища уцелели, пускают сразу по несколько семей.
– У меня дом сгорел за три секунды, успел только документы вытащить, телевизор в машину бросил и какие-то детские вещи собрал быстро. Еще за правами вернулся, руку обжег. Жена с вахты вернется, ей некуда будет прийти. Пожарным звонили, говорили: «Там трава горит». Они только через полчаса приехали, – рассказывает местный житель Игорь.
Власти Красноярского края пообещали начать выплачивать помощь погорельцам. Сначала они получат по 15 тысяч рублей – это первичная единовременная адресная помощь. Затем пострадавшие от пожаров смогут получить выплату из резервного фонда края. Ее размер – от 20 до 50 тысяч рублей (зависит от того, частично или полностью утрачено имущество). Как эти суммы могут компенсировать потерю всего, нажитого не одним поколением уаярцев, чиновники не объясняют.
В Красноярском крае после гибели людей в пожарах задержаны три человека, сообщили в управлении Следственного комитета. Задержанные – сотрудники филиалов «Россети Сибири». Судя по всему, экстренный поиск стрелочников увенчался успехом. Власть что региональная, что федеральная, как всегда, оказалась ни при чем. За развал советской системы охраны лесов, которая десятилетия доказывала свою эффективность, с правительства спросить никто не рискует. В России собрались ввести целевые «показатели по борьбе с пожарами» для каждого региона и в целом по стране. С такой инициативой выступил президент Путин. Как этими «показателями» тушить пожары, пока никто не объяснил.
Анатолий ТАРАСОВ