В России с того момента, как против нее иностранные державы стали вводить санкции, возникла еще одна проблема, которой дотоле страна не знала: продуктов уничтожают все больше.
Не так давно на границе между Россией и Казахстаном таможенники задержали крупную партию сыра. Продукция была «родом» из Украины, и по закону ввоз ее в Россию запрещен. Вся продукция была сожжена в печи на предприятии «ветсанутильзавод «Кормиловский» Омской области.
Подобные «расправы» с запрещенными к ввозу продуктами происходят у нас в стране довольно часто. За три года действия продуктового эмбарго в России уничтожено 26 тысяч тонн продуктов питания, ввезенных на территорию РФ из стран, которые ввели антироссийские санкции.
Такие данные привела в СМИ Федеральная служба по фитосанитарному и ветеринарному надзору. По данным российского ведомства, большая доля контрабанды приходится на продукцию растениеводства – 24,9 тысяч тонн.
Кроме того, ведомство информирует, что за три года было уничтожено более 862 тонн животноводческой продукции, в основном, молочные продукты. Год от года наблюдается рост количества уничтожаемых санкционных продуктов.
А доля нищающего населения растёт
Наша газета постоянно публикует статьи и письма читателей, которые красноречиво говорят о том, что картины о процветании страны, которые рисует власть и официальные СМИ, далеки от реальности и обороты набирает процесс обнищания населения. Зачем же уничтожать санкционные продукты, если люди голодают?
В начале девяностых годов, впервые увидев, как у моего дома дети роются в помойке, выбирая из ящиков с гнилью какие-то фрукты, испытала шок. Остановить я их не смогла, накормить тоже. С тех пор постепенно мы все привыкли, что при капитализме немало наших граждан регулярно приходят рыться в помойках. У баков на санплощадке у нашего дома эта работа идет по графику: пришел не в свое время – получишь по шее.
Понятно, что эти люди уже дошли до крайности, но есть еще миллионы, которые балансируют на грани приличной жизни, питаясь макарошками с овощами, но притом регулярно оплачивая коммунальные платежи, растя детей, покупая лекарства.
Сейчас в стране за чертой бедности – 20 миллионов человек. Доля населения, у которого денег не хватает на покупку одежды или даже продуктов питания, в 2017 году (по исследованиям Высшей школы экономики) увеличилась до 41,4%, а доля тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое или очень плохое, выросла до 23,2%. Пока нет данных за 2018 год, но каждый на себе ощущает, стало ли жить лучше и веселее.
И вот в то время, как бедняки вынуждены питаться на помойках, в стране вполне официально уничтожаются тысячи тонн качественной еды.
Не просто уничтожают, а тратят бюджетные средства
С августа 2015 года по январь 2018 года Россельхознадзор, Таможенная служба и Роспотребнадзор уничтожили 33 тыс. тонн санкционных продуктов, 30 тыс тонн овощей, фруктов и 3 тыс. тонн мяса, сыров, колбас были отправлены на свалки. При медицинской норме питания — около 900 кг на человека в год – всех уничтоженных продуктов хватило бы, чтобы накормить 37 тыс. человек.
А слышали ль вы, сколько денег тратит государство на расправу с продуктами? Эти цифры не афишируются.
Вот что удалось найти на эту тему в интернете. Затраты зависят от методов уничтожения. Партию овощей из нескольких ящиков заливают, например, хлором и выкидывают в помойку. Если же ящиков на целую фуру, то их вывозят на мусорные полигоны, где давят бульдозером и закапывают. Мясо жгут. Все это нам показывают по телевизору как великое благо и заботу о нашем здоровье.
Основные затраты приходятся не столько на сам процесс утилизации, сколько на закупку требующегося для этого оборудования. Например, сжигание санкционной продукции непосредственно на границе требует специального мобильного крематория, базовая цена которого составляет 6 млн. рублей. Как пишут в СМИ, в России существует 388 пунктов пропуска, которые потребуется оборудовать всем необходимым для «сжигания санкционки на месте». Только в 2016 году на ликвидацию контрабандного продовольствия предполагалось потратить около 5 миллиардов рублей бюджетных денег.
Почему не раздают нуждающимся?
Бесплатная раздача еды из третьих рук противоречит техрегламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Поэтому никто не хочет добровольно брать на себя ответственность за бесплатную раздачу еды. Если такой деятельностью занимается какая-либо организация или благотворительный фонд, то они как юридические лица несут ответственность за все продукты, которые раздают. На каждую пачку риса, банку тушенки или пакет молока должна быть бумага, подтверждающая безопасность и действительный срок годности. А на продукты, которые попадают под санкции, все документы фальшивые, поэтому их не могут раздавать.
Кроме того, чиновники опасаются, что если не уничтожать на месте, то есть риск, что эти продукты в нашей коррумпированной стране начнут перепродавать, и они попадут не нуждающимся, а в магазинные сети или на рынки. Это дискредитирует само решение о санкциях. Но законы в государстве постоянно корректируются – принимаются изменения, дополнения, так почему же проще уничтожать продукты, тратить на это огромные средства, нежели прописать в нормативных актах процедуру, при которой люди могли бы забирать бесплатную еду на свой страх и риск?
Петиция с требованием раздавать уничтожаемые продукты нуждающимся людям в 2018 году набрала более 500 тысяч подписей, но она осталась без внимания властей. В июле Владимир Путин подписал указ о продлении продуктового эмбарго до конца 2019 года.
Анна ЧАЛАЯ.