22 октября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, позволяющий перезаключать концессионные соглашения в ЖКХ без проведения дополнительных конкурсных процедур. Фракция КПРФ выступила против.
Управлять коммунальным хозяйством, которое по определению является общественным, коллективным, должно государство. В этом коммунисты убеждены на все сто. А что такое концессия? Это «разрешение, уступка» (от лат. concessio). Государство передаёт свои функции по управлению инфраструктурным объектом — теплосетью, водоканалом, котельной и т.д. — частнику, чтобы тот по-хозяйски им распоряжался, вкладывая собственные денежки в развитие и, конечно, получая доход. Но вот оказия: прибыль концессионеры подсчитывать не забывают, а с вложением средств у них туго.
В 2020 году тогдашний замглавы минстроя Максим Егоров в интервью газете «Коммерсант» сообщил, что «более половины концессий в ЖКХ России — «пустышки» с нулевой инвестиционной составляющей». Прошло четыре года. И вот нынешний министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин докладывает на встрече с фракцией КПРФ: «Только 12% концессионных договоров имеют инвестиционные программы».
К 1 января 2025 года будут ликвидированы последние муниципальные и государственные унитарные предприятия, предоставлявшие коммунальные услуги населению. На смену им придут ООО, и сеть концессий расширится.
Закон «О концессионных соглашениях» был принят в 2005 году, но до сих пор правительство занимается его донастройкой, рассуждая об эффективности государственно-частного партнёрства. Однако пока эффект от очередного передела собственности только один: тарифы на «коммуналку» растут, трубы ветшают, а олигархи, поделив между собой теплосети и водопроводы, с большим наваром продают населению коммунальные ресурсы — тепло и воду.
Очередная донастройка нужна для сокращения сроков заключения соглашений. Минэкономразвития, которое готовило эти поправки в закон, утверждает, что речь идёт о добросовестных, хорошо зарекомендовавших себя концессионерах. Они получат преимущественное право за два года до окончания действующего концессионного соглашения подать в муниципалитет свои предложения о перезаключении договора на новый срок.
Нетрудно предугадать, каков будет итог всей этой затеи с концессиями, считает Николай Арефьев. Концессионер измотает оборудование до полного износа и бросит, а потом за счёт жильцов придётся всё восстанавливать. Частника ведь ничего, кроме прибыли, не интересует. В этом же и предпосылка для роста тарифов.
Алексей Куринный поинтересовался, сколько всего, по мнению правительства, насчитывается так называемых добросовестных концессионеров. Оказалось, из 2548 заключённых в сфере ЖКХ концессионных соглашений по решению суда прекращено 132. Расторгнуто по соглашению сторон 880, но последние насчёт недобросовестных, видимо, отнести нельзя. Получается, 95% концессионеров проблем с совестью не имеют. Однако всем памятны массовые аварии на объектах теплоснабжения, которые прошлой зимой в лютые морозы оставили десятки тысяч людей без тепла и света.
Об этом напомнила правительству Анжелика Глазкова. Кстати, после того как был заморожен подмосковный Подольск, местную котельную передали в собственность муниципалитета. Не планируется ли передача в муниципальную или государственную собственность и других объектов теплоснабжения? — спросила депутат замминистра экономического развития Алексея Херсонцева. Вопрос для представителя правительства оказался очень неприятным. «Данным законопроектом он не решается», — уклонился от ответа чиновник.
Формально замминистра конечно прав. Но от решения именно этих вопросов зависит, в каких условиях будут жить люди, сколько придётся платить за коммунальные услуги. Нелишне было бы вспомнить, что в советские годы, когда коммунальное хозяйство и основная масса жилищного фонда были в руках государства, плата за квартиру и коммунальные услуги были столь незначительны, что люди никогда не считали это каким-то непосильным бременем в отличие от нынешнего времени, когда плата за свет и воду порой выгребает из карманов граждан последние гроши.
Поэтому парламентарии продолжали атаковать представителя правительства судьбоносными вопросами.
«Зачем создавать очередную коррупционную схему? — напрямик спросил Вячеслав Мархаев. — Мы прекрасно понимаем, что заключать концессионные соглашения смогут компании избранного круга лиц, я имею в виду наш олигархат, который, несомненно, на эти цели возьмёт средства из бюджета страны. В результате страна останется без объектов жизнеобеспечения, а народ погрузится в ещё большую нищету».
Сегодня и регионы, и муниципалитеты страдают от того, что концессионные обязательства не исполняются, подтвердил Ренат Сулейманов. Так что не тем правительство занимается, облегчая процедуру перезаключения концессионных соглашений.
По данным минстроя, в замене нуждаются треть тепловых сетей и почти половина сетей водоснабжения и водоотведения. В среднем по России износ коммунальных сетей составляет 43%. По регионам эти цифры разнятся. По словам депутата от Омской области Андрея Алёхина, в его регионе 70% тепловых сетей находятся в неудовлетворительном состоянии. Как и его коллеги по фракции КПРФ, коммунист Алёхин считает: «с концессионерами пора заканчивать и передавать стратегические отрасли — теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение — регионам или муниципалитетам».