Разве правомерно было отречься от Знамени Победы как Государственного флага страны? Почему вообще у властей такое настороженно-подозрительное восприятие красных символов советской эпохи? Как это можно столь долго изолировать Мавзолей В.И. Ленина от парадов, посвященных Дню Победы?..
Словом, вы сами знаете, что поводов подобного рода для недоумения и возмущения более чем достаточно. И мы с вами понимаем изначальную их родословную. Ведь вся предательская «катастройка» Горбачева, а одновременно бешеная антисоветчина Ельцина были направлены в первую очередь на полную дискредитацию советского периода в жизни нашей страны. Он, ставший вершиной российской истории, был заклеймен как «черная дыра».
Ну а коли так, что с ним церемониться! В «черной дыре», ясное дело, все плохо или очень плохо, ничего хорошего оттуда не извлечешь. Вот и символика великой эпохи понадобилась гайдаровско-чубайсовской своре лишь для того, чтобы ноги об нее вытирать. В буквальном смысле. Так и делалось во время их сборищ, когда Красное знамя бросали при входе вместо половика…
* * *
Живо вспомнилось все это совсем недавно. Перекликнулось с пронзительным эпизодом, который многие видели на телеэкране. Пожилая женщина вышла на окраину харьковского села, чтобы встретить своих, то есть участников специальной военной операции России. Вышла с заветным Красным флагом, который тайно сумела сберечь.
Но «свои»-то оказались не своими. И они, бандеровцы, начали топтать ненавистный флаг – точь-в-точь как некогда чубайсо-гайдаровцы, а до них гитлеровцы.
Есть о чем задуматься, эта женщина (ее зовут, как выяснилось, Анна Ивановна Иванова) олицетворяет в своих ожиданиях многих на Украине. О чем свидетельствует хотя бы тот факт, что в освобождаемых от неонацистов местах люди по собственной инициативе вывешивают не какие-нибудь, а красные советские флаги, на которых, как правило, изображены серп и молот. И восстанавливают памятники Ленину.
Судя по всему, под влиянием этого и российские бойцы, воюющие там, где били фашистов их деды и прадеды, тоже поднимают над своими танками и другой техникой алые флаги. Красиво выглядит!
Но я вспоминаю, что до последнего времени на Поклонной горе в Москве, где находится Музей Победы, не было ни одного Знамени Победы. То есть внутри музея, конечно, не могли без него обойтись, а вот на всей обширной мемориальной территории – обошлись.
Очень верно пишут наши читатели о настороженно-подозрительном отношении властей предержащих даже к самому цвету красному – как сугубо нежелательному, крамольному. Доходило прямо-таки до смешной детской непосредственности, когда в День Победы Красную площадь оформляли сплошь в сине-голубом или желто-оранжевом цвете. Лишь бы красного совсем избежать! Жжется он для них, что ли?
Уже подзабыто, какие бои пришлось выдержать КПРФ, отстаивая достойный вид копии Знамени Победы. Копию эту для массового использования некий генерал Сигуткин представил Госдуме без серпа и молота, да и вообще мало похожей на оригинал. Тогда известный советский поэт-фронтовик Егор Исаев выстрелил знаменитыми стихами:
Пороть Сигуткина, пороть!
Сняв генеральские штаны,
На Красной площади страны.
С огромным трудом было утверждено Знамя Победы в том виде, в каком сегодня оно демонстрируется. Но и теперь заметно, что нет у властей заинтересованности в появлении его. Вроде бы положено вывешивать в День Победы на государственных зданиях – вместе с официальным триколором и флагом здешней администрации. Однако при обязательном наличии этих двух Знамя Победы нередко отсутствует. С возмущением пишут люди об этом!
А бывает и еще хуже. При прощании с выдающимся советским писателем-коммунистом, героем Сталинградской битвы Юрием Бондаревым московский рабочий Олег Прудников развернул Красный флаг. И что же? К нему немедленно подбежали распорядители и потребовали флаг убрать. Но ведь именно под ним Юрий Васильевич прошел всю войну, и можно ли сомневаться, насколько дорог всегда оставался он ему. Нет же, кто-то уверен, что «не положено»...
* * *
Как вы думаете, сейчас наша страна приблизилась к возможному повороту в лучшую сторону? Я имею в виду некоторые обстоятельства, связанные со специальной военной операцией в Донбассе и на Украине, о которой упомянуто выше.
Она ли вынудила или просто время неизбежно настало, но, согласитесь, впервые «сверху» послышались столь определенно негативные оценки минувшего антисоветского тридцатилетия и горьких его результатов. А в советском периоде, в социалистическом опыте, наоборот, все больше раскрывается такого, что очень может пригодиться нам сегодня и на будущее.
Конечно, всех честных людей это радует, как всегда их радует победа правды над ложью. Однако и тревожная озабоченность остается. Сила более чем тридцатилетней инерции велика, и мы по-прежнему в самых разных видах и формах сталкиваемся с агрессивными проявлениями антисоветизма. Так что нельзя обольщаться.
Большая и напряженная борьба за справедливость, в том числе за честную историческую память, продолжается и должна быть продолжена.
Только с честной, а не лукавой памятью наша страна вновь по-настоящему может победить. Как в 1945-м.
Виктор КОЖЕМЯКО,
политический обозреватель,
член редколлегии «Правды».
Историческая справка
Георгиевская лента
Известна в Российской империи с XVIII века. Двухцветная лента использовалась как часть наградной и воинской атрибутики и изначально представляла собой чередование трех черных и двух желтых полос. Цвета были выбраны в соответствии с тогдашней государственной символикой, прежде всего – с гербом, на котором основной цвет двуглавого орла был черным, а цвет поля – желтым (золотым). Те же цвета присутствуют и на флаге Российской империи с добавлением белой полосы.
Черно-золотая лента была частью таких наград, как орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Отсюда и ее наименование.
В соответствии со статутом 1913 года лента из черно-золотой стала черно-оранжевой, причем уже ранее отмечалось использование в Георгиевской ленте этого оттенка. Но при этом возникло и новое толкование: черный – цвет дыма, оранжевый – цвет пламени. Впрочем, с точки зрения геральдики и желтый, и оранжевый цвета являются равноценными символами золота, а потому преемственность с символикой Российской империи полностью сохранилась.
Георгиевская лента использовалась не только в личных наградах, но и была одним из символов Гвардейского экипажа, а также имелась на флагах некоторых частей, отличившихся в боях и имевших соответствующие награды.
Особую известность лента получила в ходе Первой мировой войны, когда Георгиевскими крестами были награждены около 1,6 млн человек. Использовалась она и позднее в ходе Гражданской войны: в некоторых из белых армий продолжали вручать прежние награды – теперь уже за борьбу не с внешним врагом, а со своим собственным народом.
В СССР черно-оранжевая лента вернулась в число воинских символов в конце 1941 года, когда родилась Советская Гвардия. Соответственно именовалась лента теперь Гвардейской. Позже она стала не только символом Гвардии, но и частью солдатского ордена Славы – советского эквивалента Георгиевского креста, а также медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Но и как Георгиевская эта черно-оранжевая лента тоже использовалась в ходе Второй мировой войны. Георгиевские кресты вручались в качестве неофициальных наград коллаборационистам из Русского корпуса, служившим гитлеровцам. Таким образом, под старым наименованием эта лента, наряду с Андреевским крестом и триколором, стала одним из символов власовцев.
Была ли черно-оранжевая лента в числе символов Дня Победы в СССР? В некоторой мере да, хотя основным цветом праздника был, конечно же, красный. Гвардейская лента использовалась в оформлении плакатов, что было вполне естественно. Это была не только дань мужеству гвардейских частей: медаль «За победу над Германией» получили свыше 15 млн человек, и увидеть эти цвета на груди ветерана можно было довольно часто. Именовалась лента при этом, разумеется, Гвардейской, а не Георгиевской.
Как же тогда не Гвардейская, а именно Георгиевская лента, которая в большей степени имеет отношение к царскому периоду истории, вдруг оказалась одним из основных символов Дня Победы сегодня? Истоки этого следует искать в антисоветской политике нынешней власти, которая в какой-то момент оценила огромный пропагандистский потенциал этого великого достижения СССР и предприняла попытки его приватизации с целью укрепления своего авторитета.
В Дне 9 Мая для власти все было хорошо с точки зрения воодушевления и сплочения общества, кроме того факта, что Победа была достигнута советским народом под руководством коммунистов и была прямо связана с их символикой. Поэтому в 2005 году «Единая Россия» и ее пиар-службы предприняли попытки внедрения вместо нее суррогатов.
Одним из них должно было стать красное полотнище с белой пятиконечной звездой, подменявшее собой подлинные советские знамена с золотой звездой и серпом и молотом.
Эта попытка провалилась, но вот подмена Гвардейской ленты на Георгиевскую удалась. Хотя, как сказано выше, это содержит крайне опасный контекст. Если для Первой мировой или для войн более раннего времени Георгиевская лента – безусловный символ, то в контексте Великой Отечественной это ассоциация с коллаборантами, но никак не с Гвардейской лентой советских солдат.
«Правда», №67.