КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Почта "Красного Пути": К 100-летию СССР. По наводке купчихи

08.06 14:24

Триумфальное шествие Советской власти захватило Омск и область в конце 1917 года. Беднота в деревнях брала власть в свои руки. Создавались Советы крестьянских депутатов. Волостной Совет, в который вошли представители трудового крестьянства, был создан и в Крайчиково, а представителем его был избран мой отец, Царев Дмитрий Кондратьевич.

В Сибири, в том числе и в Крайчиково, не было помещичьего землевладения. Главными владельцами земли были кулаки. В их руках находилась основная масса производимого в селе хлеба, но продавать его новой власти они не хотели. Притом, они активно агитировали против Советской власти, призывали сельчан к неподчинению ей.

В этих условиях повсеместно создаются сельские комитеты бедноты (комбеды). Они распределяли между крестьянами хлеб, сельхозорудия, предметы первой необходимости. Участвовали в изъятии излишек хлеба у кулаков и богатеев, часть изъятого хлеба выдавалась бедноте. Производили передел земли между крестьянами, забирая ее частично у кулаков, церкви, из фонда государственных земель. Снабжали бедноту семенами, орудиями производства и скотом. Оказывали помощь Советской власти в пополнении частей Красной Армии.

В конце мая 1918 года волостной Совет в Крайчиково, как и в других местах, прекратил свою деятельность, так как в Сибири начался мятеж чехословацкого корпуса пленных, организованного американо-англо-французскими империалистами для борьбы с молодой советской республикой.

Когда Омск был захвачен мятежниками, импералисты Антанты создали в нем антисоветское, контрреволюционное «правительство», которое по области организовало кулацкие мятежи по ликвидации Советов на местах. Такой мятеж краешком захватил и Крайчиковскую волость.

В ответ на объявленную в августе 1919 года мобилизацию в белогвардейскую армию вспыхнули стихийные выступления крестьян в ряде районов Сибири, в том числе – в Тюкалинском уезде, Саргатке, Ингалах, Карасуке, Крайчиково, Колосовке и других населенных пунктах Тарского уезда. Но они были жестоко подавлены карателями.

Для наказания крестьян, отказавшихся служить в колчаковской армии, со стороны Большеречья на Ламаново и со стороны Тюкалинска двинулись два отряда карателей.

Были отказники и в Крайчиково. Им противостояли урядник Касацкий, представлявший на селе колчаковскую власть, и сельские богатеи. Например, купчиха Степанида Фоминична Иванова. Она имела кожевенный (на лугу, у выкопанных вручную двух озер, названных Степанидиными) и маслодельный заводы, на которых отрабатывали повинности сельчане.

Ближе к народу, лояльней к Советской власти был купец Василий Павлович Петров. Он тоже имел маслодельный и кожевенный заводы, несколько магазинов промышленных товаров, винно-водочных изделий (здание одного из его магазинов, сделанное из кирпича, сохранилось до сих пор – в нем находится магазин хозтоваров). Чтобы не обострять ситуацию, он изъял у Иванихи черные списки крестьян-активистов и уничтожил их.

А дело было так. Народ вышел на площадь и стал митинговать. Урядник Касацкий, брат купчихи, испугался и спрятался на чердаке двухэтажного дома сестры (этот дом в 30-х годах был перевезен в совхоз «Колосовский»). Нужно было найти Касацкого и черные списки Иванихи. На это отважились семнадцатилетний Никита Матвейко и более старший по возрасту Устин Таранников. Матвейко заметил кого-то на чердаке дома Иванихи, забрался туда и нашел там дрожащего от страха урядника, разоружил его. А найденные списки купец Петров уничтожил на глазах народа.

Из Михайловки прискакал нарочный и сообщил, что со стороны Кутырлов движутся каратели. Началась паника. Многие мужчины ушли в лес, но некоторые остались работать в поле – в разгаре была хлебоуборка. Те, кто не хотел идти в колчаковскую армию, ушли на поиски партизан, действовавших в районе города Тары. В селе остались лишь старики да жещины.

И вот в сентябре 1919 года в Крайчиково ворвался карательный отряд, пришедший из Тюкалинска. Он был вызван купчихой. Она же и подсказывала, кого из сельчан нужно арестовать. Арестованные доставлялись в здание комендатуры (на его территориии сейчас выстроено деревянное здание детского сада), где обосновался карательный отряд численностью 25-30 человек. В этом здании раньше размещался этап, где ночевали арестанты, шедшие этапом в ссылку, в Сибирь (новый Московско-Сибирский тракт из Тюкалинска на Тару проходил через Крайчиково).

Арестованных пороли шомполами от винтовок прямо в ограде комендатуры, привязывая к скамейке, а затем снова бросали за решетку. Двадцать пять ударов шомполами получил Иван Федорович Бутаков...

Отряд карателей, наведя «порядок» в селе и отдохнув, отбыл в направлении Омска, посадив на подводы Н.П. Матвейко, У.Т. Таранникова. В Плахино до этого арестовали Тимофея Васильевича Уткина: на него пало подозрение, что он, якобы, украл кожи у Иванихи, спрятанные ею от Советской власти в стогу сена.

Жена предложила Уткину уйти в лес на несколько дней. Но тот, не чувствуя за собой никакой вины, прятаться не стал. За огородом у него была клуня, он возил снопы пшеницы и складывал их в ней для просушки.

Тимофей Васильевич пришел домой. Его арестовали. Он попрощался с сыновьями (одному было двенадцать лет, другому – два года) и женой. Та стала собирать продукты на дорогу, но офицер злобно рявкнул:

– Его там накормят!

Колчаковцы обыскивая дом Уткина, поломали двери, вскрыли полы, но так ничего и не найдя, увезли в Крайчиково, посадили вместе с Матвейко и Таранниковым...

18 октября 1919 года, отъехав от Крайчиково километра три в сторону деревни Садково, отряд свернул к болоту. У Конеевой рощи каратели заставили арестованных копать яму, а затем расстреляли их. Изуродовали шашками тела и наспех зарыли.

Свидетелем расправы стала незамеченная карателями, находившаяся в лесу девочка Матрена из Александровки – Матрена Астаховна Лемеш. Она и рассказала об увиденном. Через три дня крайчиковцы откопали тела убитых.

После Гражданской войны Советская власть в селе установилась прочно. В Крайчиково богач В.П. Петров добровольно отдал односельчанам предприятия и уехал из села с миром. А купчиха Иванова бежала тайно, прихватив с собой все ценности.

Из воспоминаний

Василия Царева, отличника

 просвещения СССР.

село Крайчиково.

Колосовский район.