26 октября в первом чтении Госдума рассмотрит проект федерального бюджета на 2023-2025 гг. Фракция определилась и доверила мне задать вопрос министру финансов, который придёт на заседание. Вопрос будет про образование, науку, медицину и культуру.
Но в преддверии обсуждения Антон Силуанов встречается с фракциями. 24 октября он встречался с КПРФ. В течение часа обсуждались вопросы формирования бюджета и позиция партии.
Главное из того, что мы узнали:
— в бюджете следующего года, по данным Счётной палаты, сокращаются расходы на экономику, в том числе на инвестиции, здравоохранение и СМИ;
— дефицит бюджета, по данным Силуанова, составит около 2% от ВВП, но после будет сокращаться, и в 2025 году составит 0,7%. То есть должен сократиться с 2 трлн. рублей до 700 млрд. рублей.
Напоминаю, что крупнейшие экономисты считают, что можно иметь дефицит бюджета до 3% от ВВП и это ничем не угрожает для экономики. Правительство спокойно могло бы дополнительно вложить в развитие страны более 1 трлн. рублей. Но этого не делают.
Более того, по официальным данным Минфина, до введения санкций ежегодно из России за рубеж уходило примерно 5,5 трлн. рублей в виде дивидендов для иностранных граждан и компаний. То есть деньги были и есть.
В целом создаётся впечатление, что бюджет составлен по прежним лекалам.
В планах на 2023 год есть очень странные позиции. Например, расходы на низкоуглеродный баланс вырастут примерно в 5 раз. Не самое лучшее время заниматься такими вещами. Сначала надо закончить военные действия, а потом уже думать об экологии.
Более того расходы на науку и образование растут меньше, чем официальная инфляция. То есть эти направления станут беднее. Тут деньги не нашли.
Также отметим и другие проблемы в России. В первом полугодии 2022 года закрылось более 40 тыс. предприятий. В основном это малый и средний бизнес. Понятно, что военные действия – дело дорогое, но сваливать всё на то – совершенно неправильно.
Мы уже 10 лет говорим о необходимости экономического прорыва, но даже сейчас российская экономика не получает дешёвого кредита. Один из лидеров фракции КПРФ Николай Коломейцев напомнил, что в настоящее время ключевая ставка Европейского центрального банка меньше 1%, в ФРС США чуть более 1%, а в России – 7,5 %, что делает российские предприятия очень уязвимыми.
Когда Геннадий Зюганов спросил про пожелание Антона Силуанова, то министр сказал, что у него есть мечта, чтоб КПРФ проголосовала за бюджет, но сомневается, что она исполнится. Думаю, что министр не ошибся. КПРФ голосовать за бюджет не будет.