Одна из важных проблем, которые планирует решить президент Путин в ближайшие 6 лет – повысить уровень образования школьников в стране. Уже сейчас чиновники работают над изменением федеральных стандартов образования. Проблема, как говорится, назрела.
Несмотря на то, что на международных олимпиадах школьников российские дети показывают высокие результаты, массовое образование по-прежнему оставляет желать лучшего. Существует международная система оценки грамотности 15-летних школьников - PISA. Исследование проводится раз в три года по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Россия в данных замерах, среди стран мира стабильно занимает, начиная с 2000-го года, места в третьем или четвертом десятке. Всё познаётся в сравнении – подобные замеры делались и в советское время. Тогда уровень образованности наших подростков находился в тройке наиболее интеллектуально подготовленных поколений в мире. Теперь мы занимаем, если в третьем десятке, то 27-29 места, если в четвертом – то 39 место. Почему это происходит?
Олег Смолин, депутат ГД РФ, первый заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке считает, что пока не будет, в глобальном смысле, решен вопрос финансирования отрасли, уровень образованности подростков не сдвинется с прежних позиций:
«Среди двенадцати существующих основных проблем, главная - недостаток финансирования этой отрасли государством. Для того, чтобы модернизировать страну, на образование должно тратиться не менее 7% от ВВП. Так поступали все страны, которые проводили модернизацию. У нас же, по данным Высшей школы экономики – 3,5% (в два раза меньше от требуемого). Есть предложение Центра стратегических разработок – в самое ближайшее время поднять эту планку до 4,8%. Но и эта мера мало на что повлияет, она позволит обеспечить лишь средний уровень по странам экономического сотрудничества и развития. При этом мировой опыт показывает – чем больше страна нуждается в модернизации, тем большие нужны вложения в образование. Деньги решают, конечно, не всё, но немало. КПРФ вносила в ГД законопроект «Образование для всех», в котором было подробно расписано, куда в сфере образования должны распределяться государственные деньги.
Первое направление – низкие зарплаты учителей. По данным РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы), за последний год число преподавателей, которые работают на две ставки, увеличилось в два раза. Представьте себе учительницу бальзаковского возраста, которая «тащит» под 40 уроков в неделю? А когда она работает над собственным самообразованием и повышает квалификацию? А когда она работает с детьми? Правительство предлагает в ближайшем будущем внести изменения, которые среднюю заработную плату педагога установят на уровне не ниже полутора средних заработных плат по региону. Я считаю, что зарплата педагога должна быть равна одной средней зарплате по региону. Но это должна быть зарплата за одну учительскую ставку, а не за всю нагрузку».
По официальным данным Росстата, в Омской области средняя зарплата учителей равна 26 176 руб. Анонимный опрос показал, что реальная зарплата - 16,750 рублей. Кроме того, необходимо учесть, что в среднем учитель работает по 25–27 часов, хотя его ставка – 18 часов. При расчете оплаты за один час работы получается, что школьные педагоги в Омской области получают менее 200 рублей за один час.
Вторая позиция, для которой в срочном порядке требуется бюджетное финансирование, считает Смолин – строительство новых школ. Школьники должны учиться в первую смену. Программа эта существует, утверждена президентом, поддержана ГД РФ. В этом году на её реализацию требуется 250 млрд рублей, а в бюджете заложено 25. Если финансирование не будет увеличено, программа провалится.
Третье важное направление, которое требует большой заботы государства – цифровая школа. «Масштабы этой проблемы огромны» - считает Олег Николаевич. Российские дети недополучают образования в этой сфере уже не будущего, а настоящего. Не хватает ни специалистов, ни учебников. А во многих, особенно сельских школах, до сих пор нет даже компьютеров.
Олег Смолин: - По части современных технологий до сих пор не создано ни одного электронного университета. Поэтому в этой сфере мы теряем специалистов. Люди уезжают работать на Запад, в США, где эта сфера развита. По данным РАН, в 2013 году уехали 20 тыс молодых ученых, в 2017 году – около 44 тыс. Можно, конечно, надеяться, что какая-то часть из них когда-нибудь вернется, но как показывает опыт, большая часть останется там навсегда.
Ю. Богданова