КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Новый год наступит не для всех

02.12 14:29

«Я этот год провел хорошо, заплатил все налоги, задолженностей за электроэнергию по лицевому счету №97013036331 не имею. Прошу тебя хоть в Новый год обеспечить нас безопасной электроэнергией», – написал пожилой омич Павел Кравченко Дедушке Морозу. Такая у 58-летнего человека простая мечта – нет гарантии, что все жители садоводческого товарищества (СНТ) «Аэрофлот» переживут праздник.

С 2012 года в СНТ «Аэрофлот», когда государство разрешило регистрацию в строениях на садовых земельных участках, потянулись люди из омских деревень и соседнего Казахстана – поближе хоть к какой-то работе.

– Домишко купят, осень-зиму зиму перебьются кое-как, а к лету уже и рожать начинают: на материнский капитал и пристроить что-то можно, и утеплить, – рассказывает Лариса Бадера, председатель садоводческого товарищества. – Жить-то надо. У нас «аборигенов», детей, тут народившихся, уже человек пятнадцать.

В 150 домах из 800 обитают «зимники»: те, кто живет в «Аэрофлоте» круглый год. Семьи большие: только детей набирается с полсотни. Ютятся в домишках, слепленных из всего, что подвернулось под руку: железных бочек, баннеров, досок от ящиков.

– Да что ж мы тут, от хорошей жизни, что ли? – вздыхает 55-летний Анатолий Журавлев. – Сын в Германию уехал, все продали, а я вот сюда переселился. С тех пор и строю, как деньги появляются. Если снять квартиру, тогда есть на что? Охранником работаю, минималку получаю. За границу не хочу на старости лет, тут родина же. Воздух свежий, картошка своя. Страшновато, правда – электричество то замкнет, то заискрит, сгорит же все к чертям собачьим. А не сгорит, так вымерзнет, если вырубится – у меня, как и у большинства, насос электрический в доме тепло гоняет. Остановится – и будет немногим теплее, чем на улице. Электрические столбы, в отличие от людей, дачной жизни не выдерживают: гнутся и качаются. Как говорит местный электрик Кирилл Горшков, 70 процентов из 300 уже отжили свой век, и держатся исключительно на проводах. Впрочем, электриком Кирилл работает в городе – в товариществе такой ставки нет.

– У нас некоторые столбы уже под углом 45 градусов висят, – объясняет Лариса Бадера. – До прошлого года это была собственность товарищества, мы должны были сами за ними ухаживать. А как? Электрика наймем, работа всем нужна, он придет, глянет – нет, говорит, не полезу я на такой столб: кому охота убиваться за минималку? Дятлы, и те на них уже не садятся. А больше где взять? На взносы и дорогу содержим, и мусор вывозим, и охрану нанимаем. Но народ-то нищий! Каждый как может, так себе электричество и обустраивает: вон сколько «соплей» понавешали от подстанции. Лет семь назад мы электрика наняли, он ее ремонтировал. Но тогда у народа еще деньги были. А сейчас не на что. И профилактику делать некому. Как это вообще? Сапоги сапожник тачает, возит водитель, а электросети обслуживать, источник повышенной опасности, должны садоводы. Тут ведь еще одна проблема – воруют! По черному. Идешь по садоводству, дыма нет, а ведь топятся чем-то. Проколы делают, подсоединяются нелегально. А денег за электричество приносят пшик, по счетчикам. Полтора миллиона садоводство уже должно. И у меня никаких методов воздействия. Знаю, что опасно, но нет специалиста, который отключит. Знаю, что воруют, но не имею права ни контролировать, ни наказывать. В Новый год как разом все врубят электроприборы, так и жди беды. Семь раз уже горели…

Небольшая железная будка – комплексная трансформаторная подстанция наружного исполнения, стоящая в центре Аэрофлота – опутана разномастными проводами, как путиной. Толстые и тонкие, наскоро скрученные в некоторых местах, они провисают совсем низко над тропинкой.

Таким кустарным способом жильцы подсоединяются к электросетям.

– У нас дети почти в каждом дворе, – рассказывает швея Гульнара Бухарова. – Стараемся одних не оставлять: а пожар, а замыкание, а ветром столб повалит? У меня сыну 8, вместе ездим: сидит у меня на работе в закутке, потом на вторую смену бежит, а вечером из школы встречаю и домой идем.

Вокруг «Аэрофлота» еще дюжина СНТ, и везде картина одна: объекты электросетевого хозяйства находятся на балансе нищих СНТ, а потому в разрухе. Еще в 2017 году министерство энергетики России рекомендовало «электрикам» взять их на баланс, поскольку они «предельно изношены, находятся в ненормативном техническом состоянии, требуют проведения реконструкции и выполнения мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований правил устройства электроустановок и технической эксплуатации». Воодушевившись этим документом, в июне 2018 года на общем собрании садоводства аэрофлотовцы отказались от ЛЭП и КТПН. Решили, что лучше, если ими будут заниматься специалисты: МРСК «Сибирь», которая поставляет электричество, и филиал ОАО РЖД Трансэнерго Западно-Сибирская дистанция по энергообеспечению Входненской дистанции электроснабжения, являющаяся сетевой организацией. Тем боле, что никаких документов на ЛЭП и КТПН, построенных еще в советские годы, не сохранилось, и почему, собственно, за них должны отвечать дачники, ясно не совсем.

Как полагается, аэрофлотовцы уведомили мэрию об отказе обслуживать сети. Но власть и бизнес умеют лучше считать деньги. Больше года дачные сети вместе с трансформатором электрики не хотят признавать своими, а город – бесхозными. И все это время жители СНТ безуспешно пытаются узнать хотя бы одно: куда теперь обращаться в случае аварии? Андрей Горбачев, глава Кировской администрации, вместо ответа на двух листах зачем-то объяснил аэрофлотовцам, как правильно провести собрание и самостоятельно обследовать подстанцию. Роман Шевкунов, начальник Входненской дистанции электроснабжения РЖД ответил, что у его организации нет законного права производить работы в Аэрофлоте, при этом добавив, что в случае неисправности, влияющей на сети РЖД, рубильник-то выключит. Заместитель прокурора Кировского округа Сергей Филатов сообщил, что причин для прокурорского реагирования нет.

Пишут аэрофлотовцы во все инстанции и вместе, и по отдельности, поскольку у 15-ти из них есть прямые договоры с МРСК «Сибирь», по которым они платят за электроэнергию лично, минуя общую кассу СНТ. Военный пенсионер Павел Кравченко обращался даже в приемную президента. Отвечают ему примерно одинаково – выдержками из закона № 35 «Об электроэнергетике»: «Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями, энергопринимающие установки, которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены». Теоретически все согласны, практически ответственность за 150 жителей «Аэрофлота» не берет никто.

– Понятно, что сети в ужасающем состоянии не нужны энергетикам, – говорит Павел Кравченко. – Это расходы, которые удобно перекладывать на жителей. То есть я плачу за электричество 4 рубля, как и любой другой горожанин, но, кроме этого, должен еще и ремонтировать на свои ЛЭП и КТПН. Причем также считают в департаменте городского хозяйства. «Почему на вас должен тратить деньги бюджет?», – спрашивает меня специалист департамента. Потому что мы жители Омска и граждане России, наверное? В Кировской администрации от нас требуют провести обследование самостоятельно, в департаменте объясняют, что город может признать электросети бесхозными только после того, как мы приведем их в порядок. Но таких требований в законе нет. Ведь мы потому и отказались, что не можем сами. Процедура передачи электрообъектов может тянуться и год, и два, а что нам делать? Если вырубится электричество, это реальная угроза нашим жизням: останемся в темноте и холоде. Что тогда? Эвакуировать людей? Так почему не принять меры, пока не случилось беды?

«Аэрофлот» стал первым из садоводческих товариществ, который решил отказаться от собственности на объекты электросетевого хозяйства. То есть городские власти понять где-то можно – если создастся прецедент, пойдет волна отказов, и кто-то должен будет приводить электричество в порядок… Тем более, что СНТ, окружающие Аэрофлот, тоже нищие, уже смотрят на него с надеждой – тоже жить хотят. Но ни прокуратура, ни власть не пытаются предотвратить несчастье.

– Решение вопроса по содержанию и техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Аэрофлот», в том числе устранению аварийных ситуаций, а также проведению обследования находится в компетенции правления СНТ «Аэрофлот», – сообщил первый заместитель мэра Омска Евгений Фомин.

Что-то слышится очень знакомое: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Кажется, так говорил великий махинатор?

 

Наталья Яковлева, Омск.